Должно быть, все знают, что для строитель ства туннелей существуют специальные мощные машины — проходческие щиты. <...> Это изобретение кажется достаточно современным, а на самом деле первый проходческий щит начали использо вать ещё… в 1825 году. <...> Конечно, он был совсем не похож на теперешние сложные проходческие маши ны, которые не только прокладывают путь в тол ще земной породы, но сами же укрепляют готовый туннель прочными блоками. <...> И всё же первый в ми ре проходческий щит вполне заслуживает того, чтобы его вспомнили. <...> Пусть он был устроен со всем просто, но работал надёжно, и с его помощью в Лондоне построили первый в мире подводный туннель под Темзой. <...> Этот щит сконструировал изобретатель Марк Изамбар Брюнель. <...> ИЗОБРЕТЕНИЕ ИЗАМБАРА БРЮНЕЛЯ Брюнель, родившийся в 1769 году во Франции, ока зался удивительно разносторонним изобретателем, да и жизнь его была переменчивой. <...> Там впервые проявились ин женерные дарования Брюнеля: он построил литейный завод для производства пушек. <...> Но в 1799 году Брюнель пере ехал в Англию и остался здесь навсегда. <...> На новой родине он начал с то го, что сконструировал сложный механизм блоков для управле ния снастями парусных кораб лей. <...> Адмиралтейство признало конструкцию настолько важной для Британского флота, что Брюнель получил награду в 20 тысяч фунтов стерлингов — ог ромную по тем временам сумму. <...> Затем он построил лесопильную мельницу близ одной из кора бельных верфей. <...> На старинной гравюре показано, как работал щит Брюнеля: одни рабочие выбирают кирками породу, а другие укрепляют проложенный туннель кирпичной кладкой. <...> Сам Брюнель рассказывал, что однажды долго наблюдал, как корабельный червь вгрызается в дубовую доску. <...> Для проклад ки хода этот морской моллюск использует двустворчатую рако вину с зазубренными рёбрами, расположенную в его передней час ти. <...> В задней части моллюска выра батывается известь, слой которой по крывает стенки проделанного <...>