ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА ГРАНКИН Игорь Васильевич, директор НИИ государствоведения и местного самоуправления, доктор юридических наук, Заслуженный юрист Российской Федерации Аннотация. <...> В настоящей статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с реализацией правотворческих принципов. <...> В научной литературе чаще всего выделяются такие принципы правотворчества как демократизм, законность, научная обоснованность, своевременность и профессионализм [2]. <...> Принцип демократизма правотворчества обусловлен признанием Российской Федерации демократическим государством. <...> Следовательно, при организации процесса правотворчества необходимо создать условия для участия в нем максимально большого количества граждан с целью выявления их воли и последующего еѐ отражения в законе. <...> Такое отношение к вопросам политики не принижает значение принципа демократизма правотворчества. <...> В ней установлено, что высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. <...> Референдум позволяет выявить волю народа по особо значимым общественно-политическим вопросам. <...> Однако на федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года референдумы не проводились. <...> Руководство России, видимо, полагает нерациональным тратить деньги на организацию референдумов и, как показано в первом параграфе данной главы, найдены иные способы выяв1 Российская газета. <...> Но исключать из арсенала правотворческого процесса референдум нельзя. <...> Только на основе его результатов можно максимально точно определить волю народа. <...> В советский период, а именно в 1988 году, для обеспечения участия граждан в правотворчестве был принят Закон РСФСР «О народном обсуждении важнейших вопросов государственной жизни». <...> Следовало бы такой закон принять и для создания гарантий привлечения населения к обсуждению проектов федеральных <...>