Империя и город: Николай II, «Мир искусства» и городская дума в СанктПетербурге. <...> Наша страна приближается к весьма важному юбилею. <...> События 1917 г. стали поворотным пунктом в истории России, заложили основу всего ее дальнейшего развития. <...> Полемика вокруг них по сей день носит не только специально-исторический, но и публицистический, и даже политический характер, поэтому любое исследование, касающееся эпохи начала ХХ в., так или иначе выходит в плоскость данных сфер общественного сознания. <...> Уже с советских времен каждый исторический труд, посвященный изучению последних десятилетий существования Российской империи, по сути, превращался в поиск ответов на вопросы: «Как российская монархия пришла к своему краху?», «Существовала ли альтернатива историческому перелому 1917 г.?», «Какую роль в этом сыграла личность последнего российского царя?» и т. п. <...> В этой связи большой интерес вызывает опубликованная в 2016 г. книга французской исследовательницы Евы Берар, получившая в русском переводе название «Империя и город: Николай II, “Мир искусства” и городская дума в Санкт-Петербурге. <...> И хотя автор формулирует основную цель иссле© Зайцев М. В., 2017 Зайцев Максим Вячеславович — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и археологии Саратовского государственного университета им. <...> Н. Г. Чернышевского (Саратов); zaytsev-mv@mail.ru дования достаточно узко, как попытку рассмотреть историю третьего сословия в России через ее «урбанистический срез» (с. <...> Сразу же хочется отметить оригинальность замысла уважаемого автора, которая попыталась рассмотреть закат Российской империи через призму политических, социальных и культурных процессов. <...> Подобного рода подход не часто реализовывался в историографии, хотя в последнее время междисциплинарные исследования завоевывают все большее признание. <...> Кроме того, работа Евы Берар в значительной степени лежит в русле имагологии, поскольку образ Санкт-Петербурга и его эволюция <...>