ПРОБЛЕМА ИДЕОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Нуруллин Р. А. <...> Целостность общества обусловлена взаимодействием двух систем – культуры и цивилизации, которые по-разному реагируют на вызовы современного мира. <...> С масштабными интеграционными процессами в мире приобретают глобальный характер и проблемы человечества. <...> Решение этих проблем лежит в области создания наднациональной системы ценностей. <...> Качественные сдвиги в развитии на уровне всего человечества требуют формирования нового типа личности, что ставит систему образования в особое положение. <...> Сутью современного образования должно быть воспитание на новых телеологических установках, которые позволили бы человеку и человечеству выйти к осознанию смысла своего существования в мире. <...> Если цивилизационное развитие субъектов человечества определяют центростремительные силы, которые пытаются «стянуть» человечество в целое, то разнообразие культур определяют центробежные тенденции, которые пытаются «растащить» человечество по отдельНуруллин Рафаиль Асгатович – д. ф. н., профессор кафедры общей философии Института социальнофилософских наук Казанского (Приволжского) федерального университета. <...> На заре становления цивилизационного развития на Земле интеграция племен вокруг полисов привела когда-то к необходимости переосмысления проблем определения начала бытия (архэ), что в дальнейшем легло в основу возникновения философии. <...> В конце цивилизации интеграция народов приобрела глобальный характер, что вновь на новом витке развития человечества актуализировало проблему необходимости синхронизации различных культур, но только на основе переосмысления не проблем начала бытия, а проблем, связанных с осознанием конечности существования человечества (эсхато). <...> Кризис современного общества во многом обусловлен процессами, происходящими на метацелостном уровне развития систем более высокого порядка – культуры и цивилизации <...>