Уровни формирования научных понятий Александр Николаевич Крутский, доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и методики обучения физике Алтайского государственного педагогического университета Оксана Сергеевна Гибельгауз, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и методики обучения физике Алтайского государственного педагогического университета, gibelgauz_os@altspu.ru • научные понятия • общефилософские позиции • классификация явлений Для формирования научных понятий у студентов вузов и учащихся школ имеет смысл рассмотреть систему научных понятий с общефилософских позиций. <...> Поскольку наука – это вид человеческой деятельности, направленный на получение нового знания о явлениях действительности, то следует, прежде всего, сформировать понятие о явлении, дать определение, что такое явление. <...> В философии явлениями называются всякие изменения, происходящие в окружающем мире. <...> Можно принять следующую классификацию явлений, происходящих в природе и обществе: явления физические, химические, биологические и социальные. <...> Более сложные процессы происходят при взаимодействии частиц состава вещества, молекул и атомов. <...> ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6’2016 Таким образом, чтобы разобраться в явлениях окружающего мира, необходимо разобраться в структуре научной теории. <...> Итак, человек наблюдает явления окружающего мира (уровень 1 на схеме 1) и развивает систему научного знания в виде различных отраслей наук, их объясняющих: физики, химии, биологии и др. (уровень 3). <...> В результате создаётся картина мира (уровень 2). <...> Но создаваемая картина мира может быть либо материалистической, либо, в результате манипулирования общественным сознанием, идеалистической. <...> Поэтому наша задача формировать материалистическую картину мира. <...> Он существует в двух видах: идеализм объективный и идеализм субъективный. <...> Объективный идеализм исходит из того, что мир создан неким мифическим существом – богом, управляется <...>