ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ Александр Евгеньевич Гелясин, кандидат физико-математических наук, проректор по учебно-методической работе Витебского государственного института развития образования (Республика Беларусь), учитель ГУО «Гимназия № 1 г. Витебска», учитель-методист, heljasin@mail.ru Елена Владимировна Гелясина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, психологии и частных методик Витебского государственного института развития образования (Республика Беларусь), elena_popkova@list.ru • исследовательская компетентность • ученическое исследование • факультативные занятия • методика обучения физике • технология формирования исследовательских компетентностей Приоритетом государственной политики в сфере образования является обеспечение его доступности и качества, ориентированности на укрепление человеческого потенциала для устойчивого развития государства. <...> При этом ключевым механизмом для решения поставленной задачи определено профильное обучение, организационно реализуемое через повышенный уровень изучения предметов и факультативные занятия. <...> Как отмечается в инструктивно-методическом письме, регламентирующем организацию профильного обучения на третьей ступени общего среднего образования, повышенный уровень изучения учебного предмета предусматривает ориентированность на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий и должен обеспечивать развитие средствами учебного предмета как предметных, так и метапредметных компетентностей. <...> Ключевая роль в структуре метапредметных компетентностей отводится исследовательским компетентностям. <...> В отечественной образовательной практике ученическое исследование стало делом привычным. <...> Однако изучение массового опыта позволяет утверждать, что процесс формирования исследовательских компетентностей обучающихся <...>