ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ № 1/2017 111 Медкова Елена Стоянова, искусствовед, кандидат педагогических наук, elena_medkova@mail.ru МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ИСКУССТВА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА «Искусство начинается мифологией, ею живёт и ею творит». <...> В.Н. Топоров В статье на примере искусства первобытного мира описываются универсальные принципы анализа произведений искусства. <...> Ключевые слова: предметы эстетического цикла, мифологическая модель, хронотоп, интегральный образ, архетип Проблемой номер один в современной практике преподавания предметов эстетического цикла является отсутствие целостного представления о разных видах искусства. <...> ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ 112 Мифологическая модель была первым опытом человечества по воссозданию целостной картины мира на языке культуры. <...> В ритуале, воспроизводящем мифологическую картину мира, были задействованы все средства выразительности, имеющиеся в распоряжении человека — слово, музыка, танец, символическая организация места проведения действа, раскраска предмета и участников ритуала. <...> Под «ориентацией» понимается соотнесение позиции человека с пространственно-временной системой. <...> Базовыми единицами хронотопа являются пространственно-временные бинар ные оппозиции, членящие мир на простейшие структуры, а также интегральные образы, типа мирового дерева, которые объединяют все двоичные члены мира в единое системное целое. <...> Прост ранственные (верх/низ, небо/земля, правое/ левое, восток/запад) и временные (день/ ночь, лето/зима, начало/конец, бытие/ небытие) бинарные коды являются первичными и из них могут быть выведены все остальные коды художественной культуры, описывающие мир и социум: цветовые (белое/чёрное), природно-естественные и культурно-социальные (огонь/ вода, сырое/варёное), социальные (мужское/женское, свой/чужой, сакральное/ мирское), общие или абстрактные (жизнь/ смерть, счастье/несчастье, доля/недоля), математические <...>