, учитель физики I категории МБОУ СОШ № 2 пгт. <...> Ленино, Республика Крым ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ Р ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ ЕФОРМЫ в образовании идут непрерывно, однако, урок пока остается главной формой обучения. <...> Участниками образовательного процесса по-прежнему остаются ученик и учитель. <...> Все более актуальным в образовательном процессе становится использование таких приемов и методов, которые формируют не только предметные, но и метапредметные умения: самостоятельно добывать знания, собирать информацию, выдвигать гипотезу, обобщать, сравнивать, делать выводы. <...> Наиболее признанным подходом в обучении является системнодеятельностный подход, который предполагает активное участие всех субъектов образовательного процесса. <...> На уроках физики такой подход наиболее полно и эффективно можно осуществить в ходе выполнения учащимися эксперимента. <...> Экспериментальные задания позволяют опытным путем раскрывать сущность физических явлений, зависимостей, процессов. <...> Кроме того, во время выполнения эксперимента учащиеся приобретают и углубляют навыки пользования измерительными приборами, учатся производить расчеты, строить графики, обобщать результаты, делать выводы. <...> Некоторые лабораторные работы можно расширить за счет дополнительных экспериментов. <...> Например, в стандартной лабораторной работе «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» учащимся предлагается один раз изменить высоту наклонной плоскости и один раз вес груза. <...> Однако сделать правильный вывод о том, как зависит КПД от высоты наклонной плоскости и веса груза по этим данным нельзя. <...> Поэтому половина класса исследует зависимость КПД от высоты, а вторая половина класса исследует зависимость КПД от веса груза. <...> Начинаем оформление работы все вместе, повторяем необходимый теоретический материал тоже все вместе, а потом уже делимся на группы. <...> Как обычно работа выполняется парами, но одни пары <...>