Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Методика преподавания русского языка (специальная) (190,00 руб.)

0   0
Первый авторШеховцова Т. С.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц143
ID603380
АннотацияПособие представляет курс лекций, разработанный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и отражает сущность и содержание методики преподавания русского языка (специальной). Содержание курса направлено на формирование у студентов компетенций в области обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья
Кому рекомендованоПредназначено для студентов очного и заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование
УДК376.37
ББК74.268.1 Рус:74.3
Шеховцова, Т. С. Методика преподавания русского языка (специальная) : учебное пособие. Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование. Профиль подготовки «Логопедия». Бакалавриат / Т. С. Шеховцова .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016 .— 143 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603380 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Т. С. Шеховцова МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА (СПЕЦИАЛЬНАЯ) УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование Профиль подготовки «Логопедия» Бакалавриат Ставрополь 2016 УДК 376.37 (075.8) ББК 74.268.1 Рус:74.3 я73 Ш 54 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: канд. психол. наук, доцент Е. В. Евмененко (ректор ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования), канд. пед. наук, доцент В.М. Акименко (ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт») Шеховцова Т. С. <...> Ш 54 Методика преподавания русского языка (специальная): учебное пособие. <...> В связи с данным реформированием системы образования внесены серьёзные изменения в законодательную базу, а именно: приняты федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (далее – ФГОС ОО УО). <...> Методика преподавания русского языка (специальная) – это отрасль педагогической науки, предназначенная для обучения детей с различными ограниченными возможностями русскому языку. <...> В условиях инклюзивного образования особенно актуальным становится рассмотрение имеющегося в специальной педагогике опыта обучения русскому языку и преломления его в условиях ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС ОО УО. <...> Опираясь на данные стандарты, организации, осуществляющие образовательную деятельность, смогут реализовать адаптированные основные <...>
Методика_преподавания_русского_языка_(специальная).pdf
УДК 376.37 (075.8) ББК 74.268.1 Рус:74.3 я73 Ш 54 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: канд. психол. наук, доцент Е. В. Евмененко (ректор ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования), канд. пед. наук, доцент В.М. Акименко (ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт») Шеховцова Т. С. Ш 54 Методика преподавания русского языка (специальная): учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. 143 с. Пособие представляет курс лекций, разработанный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и отражает сущность и содержание методики преподавания русского языка (специальной). Содержание курса направлено на формирование у студентов компетенций в области обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья. Предназначено для студентов очного и заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование. УДК 376.37 (075.8) ББК 74.268.1 Рус:74.3 я73 © ФГАО ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016 ■ Шеховцова Т. С.
Стр.2
Предисловие Предисловие Как известно, на современном этапе развития отечественной системы образования происходят многочисленные изменения, одним из которых стало внедрение инклюзивного образования. В связи с данным реформированием системы образования внесены серьёзные изменения в законодательную базу, а именно: приняты федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (далее – ФГОС ОО УО). Методика преподавания русского языка (специальная) – это отрасль педагогической науки, предназначенная для обучения детей с различными ограниченными возможностями русскому языку. В условиях инклюзивного образования особенно актуальным становится рассмотрение имеющегося в специальной педагогике опыта обучения русскому языку и преломления его в условиях ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС ОО УО. Опираясь на данные стандарты, организации, осуществляющие образовательную деятельность, смогут реализовать адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования (далее – АООП НОО) для различных категорий детей с ОВЗ. Кроме того, АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, могут дополняться индивидуальной программой реабилитации (ИПР) и специальной индивидуальной программой реабилитации (СИПР). Содержательный раздел АООП НОО будет включать ряд программ, одними из которых будут программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов и программы коррекционной работы. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности будет определять организация, реализующая АООП НОО. Важным является и положение о том, что АООП НОО могут реализовываться не только в отдельных классах, группах или организациях, но и совместно с другими обучающимися, а также использоваться в сетевой форме. Учебное пособие ■ 3
Стр.3
4 Методика преподавания русского языка (специальная) Цель данного пособия (курса лекций) – интегрировать накопленный в методике преподавания теоретический и практический опыт обучения детей с различными ограниченными возможностями здоровья русскому языку. Пособие поможет студентам овладеть необходимыми компетенциями в области методики преподавания русского языка (специальной). Также пособие может оказать методическую помощь начинающему педагогу для ориентировки в условиях действия новых образовательных стандартов для детей с ОВЗ и реализации таких важных условий АООП НОО как: учёт особых образовательных потребностей (общих для всех обучающихся с ОВЗ и специфических для отдельных групп); обновление содержания АООП НОО, методик и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования с учётом потребностей обучающихся с ОВЗ. Методика преподавания русского языка (специальная) относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла, профилю «Логопедия». Целью изучения дисциплины является овладение следующими профессиональными компетенциями: ПК-2: готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты. ПК-3: готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ. Основные задачи, стоящие перед студентами при усвоении дисциплины: ■ усвоить содержание методики преподавания русского языка (специальной) по всем разделам: обучение грамоте, обучение чтению, обучение грамматике и правописанию, развитие речи; ■ знать особенности преподавания русского языка учащимся с различными ОВЗ; ■ уметь пользоваться ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ и ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью для понимания вариативности обучения русскому языку в зависимости от вида ограничения здоровья у учащегося; ■ Шеховцова Т. С.
Стр.4
Предисловие ■ уметь подбирать конспекты уроков в зависимости от раздела обучения русскому языку, возраста и вида нарушения учащегося; ■ владеть методами и приёмами обучения русскому языку по основным разделам методики: обучение грамоте, обучение чтению, обучение грамматике и правописанию, развитие речи. Для изучения данной дисциплины необходимо освоение следующих дисциплин: специальная педагогика и специальная психология, организация специального образования и инклюзивного обучения; русский язык с основами языкознания. Освоение дисциплины необходимо как предшествующее для следующих дисциплин: методика развития речи детей дошкольного возраста (специальная), педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями, школьная дезадаптация у детей и подростков, психолого-педагогические основы дезадаптации лиц с тяжёлыми нарушениями речи, инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, методика преподавания литературы (специальная), педагогическая практика, преддипломная практика, итоговая государственная аттестация. Структура и композиция пособия способствует поэтапному усвоению студентами учебной программы по курсу «Методика преподавания русского языка (специальная)». Пособие содержит пять разделов, состоящих из нескольких тем. После каждой темы приведены вопросы для самопроверки. В конце пособия представлен список использованной автором литературы. Методика преподавания русского языка (специальная) раскрыта в данном пособии применительно к начальной школе через содержание конкретных методов, приёмов, этапов обучения, а также методических требований и рекомендаций к процессу обучения русскому языку детей с ОВЗ. Автор пособия уделил внимание таким категориям детей с ОВЗ как дети с тяжёлыми нарушениями речи, дети с нарушениями интеллекта, дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), дети с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие). Столкнувшись с отсутствием современных учебников и пособий по методике преподавания русского языка (специальной), автор предприняла попытку объединить имеющиеся в литературе обширные данные в области методики обучения Учебное пособие ■ 5
Стр.5
6 Методика преподавания русского языка (специальная) русскому языку данных категорий детей, а также включила свой практический опыт работы с некоторыми из этих категорий детей. В конце пособия дано приложение, включающее необходимые для изучения дисциплины и уникальные по своему содержанию теоретические и практические наработки в области обучения детей с ОВЗ русскому языку, в том числе и авторские. ■ Шеховцова Т. С.
Стр.6
142 Методика преподавания русского языка (специальная) Содержание 3 Предисловие 7 18 23 31 44 54 61 67 72 76 90 96 110 115 Раздел 1. Методика преподавания русского языка (специальная): исторический аспект и современность 1. Методика преподавания русского языка (специальная): исторический аспект и современность Раздел 2. Обучение грамоте 1. Научные основы методики обучения грамоте 2. Содержание добукварного и букварного периодов обучения грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья 3. Особенности обучения грамоте разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья Раздел 3. Чтение и развитие речи 1. Научные основы методики обучения чтению Раздел 4. Грамматика, правописание и развитие речи 1. Методика изучения основ фонетики и морфемного состава слова 2. Методика изучения основ грамматики и правописания 3. Методика изучения частей речи 4. Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации 5. Особенности обучения грамматике и правописанию учащихся с ОВЗ Раздел 5. Развитие речи 1. Задачи, содержание и уровни развития речи на уроках русского языка 2. Особенности работы по развитию устной речи учащихся с ОВЗ на уроках русского языка 3. Развитие связной письменной речи на уроках русского языка 4. Особенности работы по развитию связной письменной речи учащихся с ОВЗ на уроках русского языка 128 Заключение 129 Литература 131 Приложения ■ Шеховцова Т. С.
Стр.142

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.