УДК 376.37 (075.8)
ББК 74.268.1 Рус:74.3 я73
Ш 54
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
канд. психол. наук, доцент Е. В. Евмененко
(ректор ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития
образования, повышения квалификации
и переподготовки работников образования),
канд. пед. наук, доцент В.М. Акименко
(ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный
педагогический институт»)
Шеховцова Т. С.
Ш 54 Методика преподавания русского языка (специальная):
учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. 143 с.
Пособие представляет курс лекций, разработанный в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования и отражает сущность и содержание методики
преподавания русского языка (специальной). Содержание курса направлено
на формирование у студентов компетенций в области обучения русскому
языку детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предназначено для студентов очного и заочного отделения, обучающихся
по направлению подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое)
образование.
УДК 376.37 (075.8)
ББК 74.268.1 Рус:74.3 я73
© ФГАО ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
■ Шеховцова Т. С.
Стр.2
Предисловие
Предисловие
Как известно, на современном этапе развития отечественной системы
образования происходят многочисленные изменения, одним
из которых стало внедрение инклюзивного образования. В связи с
данным реформированием системы образования внесены серьёзные
изменения в законодательную базу, а именно: приняты федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) и федеральный государственный
образовательный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталостью (далее – ФГОС ОО УО).
Методика преподавания русского языка (специальная) – это отрасль
педагогической науки, предназначенная для обучения детей с
различными ограниченными возможностями русскому языку. В условиях
инклюзивного образования особенно актуальным становится
рассмотрение имеющегося в специальной педагогике опыта обучения
русскому языку и преломления его в условиях ФГОС НОО для обучающихся
с ОВЗ и ФГОС ОО УО.
Опираясь на данные стандарты, организации, осуществляющие
образовательную деятельность, смогут реализовать адаптированные
основные общеобразовательные программы начального общего образования
(далее – АООП НОО) для различных категорий детей с ОВЗ.
Кроме того, АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность,
могут дополняться индивидуальной программой реабилитации
(ИПР) и специальной индивидуальной программой реабилитации
(СИПР). Содержательный раздел АООП НОО будет включать ряд
программ, одними из которых будут программы отдельных учебных
предметов, коррекционных курсов и программы коррекционной работы.
Формы организации образовательного процесса, чередование
урочной и внеурочной деятельности будет определять организация,
реализующая АООП НОО. Важным является и положение о том, что
АООП НОО могут реализовываться не только в отдельных классах,
группах или организациях, но и совместно с другими обучающимися,
а также использоваться в сетевой форме.
Учебное пособие ■
3
Стр.3
4
Методика преподавания русского языка (специальная)
Цель данного пособия (курса лекций) – интегрировать накопленный
в методике преподавания теоретический и практический опыт
обучения детей с различными ограниченными возможностями здоровья
русскому языку. Пособие поможет студентам овладеть необходимыми
компетенциями в области методики преподавания русского
языка (специальной). Также пособие может оказать методическую помощь
начинающему педагогу для ориентировки в условиях действия
новых образовательных стандартов для детей с ОВЗ и реализации таких
важных условий АООП НОО как: учёт особых образовательных
потребностей (общих для всех обучающихся с ОВЗ и специфических
для отдельных групп); обновление содержания АООП НОО, методик
и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы
образования с учётом потребностей обучающихся с ОВЗ.
Методика преподавания русского языка (специальная) относится к
дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла,
профилю «Логопедия».
Целью изучения дисциплины является овладение следующими профессиональными
компетенциями:
ПК-2: готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной
среды, выбору и использованию методического и технического
обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической
деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной
защиты.
ПК-3: готовность к планированию образовательно-коррекционной
работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и
потенциальных возможностей лиц с ОВЗ.
Основные задачи, стоящие перед студентами при усвоении дисциплины:
■
усвоить содержание методики преподавания русского языка
(специальной) по всем разделам: обучение грамоте, обучение чтению,
обучение грамматике и правописанию, развитие речи;
■ знать особенности преподавания русского языка учащимся с различными
ОВЗ;
■ уметь пользоваться ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ и ФГОС образования
учащихся с умственной отсталостью для понимания вариативности
обучения русскому языку в зависимости от вида ограничения
здоровья у учащегося;
■ Шеховцова Т. С.
Стр.4
Предисловие
■ уметь подбирать конспекты уроков в зависимости от раздела обучения
русскому языку, возраста и вида нарушения учащегося;
■ владеть методами и приёмами обучения русскому языку по основным
разделам методики: обучение грамоте, обучение чтению, обучение
грамматике и правописанию, развитие речи.
Для изучения данной дисциплины необходимо освоение следующих
дисциплин: специальная педагогика и специальная психология,
организация специального образования и инклюзивного обучения;
русский язык с основами языкознания.
Освоение дисциплины необходимо как предшествующее для следующих
дисциплин: методика развития речи детей дошкольного возраста
(специальная), педагогические системы воспитания детей с речевыми
нарушениями, школьная дезадаптация у детей и подростков,
психолого-педагогические основы дезадаптации лиц с тяжёлыми нарушениями
речи, инклюзивное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья, методика преподавания литературы (специальная),
педагогическая практика, преддипломная практика, итоговая
государственная аттестация.
Структура и композиция пособия способствует поэтапному усвоению
студентами учебной программы по курсу «Методика преподавания
русского языка (специальная)». Пособие содержит пять разделов,
состоящих из нескольких тем. После каждой темы приведены вопросы
для самопроверки. В конце пособия представлен список использованной
автором литературы.
Методика преподавания русского языка (специальная) раскрыта в
данном пособии применительно к начальной школе через содержание
конкретных методов, приёмов, этапов обучения, а также методических
требований и рекомендаций к процессу обучения русскому языку детей
с ОВЗ. Автор пособия уделил внимание таким категориям детей с ОВЗ
как дети с тяжёлыми нарушениями речи, дети с нарушениями интеллекта,
дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), дети с нарушениями
зрения (слепые и слабовидящие). Столкнувшись с отсутствием
современных учебников и пособий по методике преподавания русского
языка (специальной), автор предприняла попытку объединить имеющиеся
в литературе обширные данные в области методики обучения
Учебное пособие ■
5
Стр.5
6
Методика преподавания русского языка (специальная)
русскому языку данных категорий детей, а также включила свой практический
опыт работы с некоторыми из этих категорий детей.
В конце пособия дано приложение, включающее необходимые для
изучения дисциплины и уникальные по своему содержанию теоретические
и практические наработки в области обучения детей с ОВЗ русскому
языку, в том числе и авторские.
■ Шеховцова Т. С.
Стр.6
142 Методика преподавания русского языка (специальная)
Содержание
3 Предисловие
7
18
23
31
44
54
61
67
72
76
90
96
110
115
Раздел 1. Методика преподавания русского языка
(специальная): исторический аспект и современность
1. Методика преподавания русского языка (специальная):
исторический аспект и современность
Раздел 2. Обучение грамоте
1. Научные основы методики обучения грамоте
2. Содержание добукварного и букварного периодов обучения
грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья
3. Особенности обучения грамоте разных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья
Раздел 3. Чтение и развитие речи
1. Научные основы методики обучения чтению
Раздел 4. Грамматика, правописание и развитие речи
1. Методика изучения основ фонетики и морфемного состава
слова
2. Методика изучения основ грамматики и правописания
3. Методика изучения частей речи
4. Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации
5. Особенности обучения грамматике и правописанию учащихся
с ОВЗ
Раздел 5. Развитие речи
1. Задачи, содержание и уровни развития речи на уроках русского
языка
2. Особенности работы по развитию устной речи учащихся с
ОВЗ на уроках русского языка
3. Развитие связной письменной речи на уроках русского языка
4. Особенности работы по развитию связной письменной
речи учащихся с ОВЗ на уроках русского языка
128 Заключение
129 Литература
131 Приложения
■ Шеховцова Т. С.
Стр.142