Предназначено для студентов специальности 33.05.01 – Фармация, а также других специальностей, где изучаются лекарственные растения и основы лекарствоведения; может быть использовано провизорами, врачами, учителями и преподавателями высших и средних общеобразовательных, инновационных и специальных учебных заведений. <...> УДК 615.322 (075.8) ББК 53.52 я73 Автор-составитель д-р фармацевт. наук, профессор Э. А. Манвелян © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет, 2016 2 ПРЕДИСЛОВИЕ Фитотерапия – одна из дисциплин в цикле медицинских и фармацевтических наук – изучает применение лекарственных растений, лекарственного растительного сырья. <...> 5 ЧАСТЬ I ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ В I части представлены группы лекарственных растений, содержащих биологически активные вещества – полисахариды, витамины, терпеноиды, алкалоиды, сердечные гликозиды, сапонины, фенологликозиды, кумарины, хромоны и т. д. <...> ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ Лекарственные растения были известны человеку еще в глубокой древности. <...> Картофель, рис, пшеница, кукуруза, одуванчик, девясил, лен, алтей лекарственный и армянский, мать-имачеха, подорожник большой и блошный, липа, виды астрагала, абрикос, ламинария сахаристая, пальчатая и японская, хлопчатник. <...> Слизь приготовляют следующим образом: одну столовую ложку цельного льняного семени взбалтывают в горячей воде (два стакана) в течение 10–15 минут в толстостенной бутыли, после чего процеживают через марлю. <...> Повторную заготовку сырья следует проводить через 3–4 года. <...> Лекарственное сырье состоит из цельных и частично изломанных листьев. <...> Настой и отвар растения назначают при колите и энтероколите, анацидных гастритах по 1 столовой ложке 3–4 раза в день. <...> Настойка подорожника также применяется при анацидных гастритах по 1 чайной ложке 3 раза в день за 15–20 минут до еды. <...> Семена в порошке принимают натощак с теплым чаем или водой, с сахаром или сахарным сиропом или с медом при язве желудка <...>
Фитотерапия.pdf
УДК 615.322 (075.8)
ББК 53.52 я73
Ф 64
Печатается по решению
редакционно-издательского отдела
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р мед. наук, профессор Е. В. Щетинин
(Ставропольский государственный медицинский университет),
д-р мед. наук, профессор Э. В. Бейер
(Ставропольский государственный медицинский университет)
Ф 64 Фитотерапия: учебное пособие / авт.-сост. Э. А. Манвелян.
– Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 308 с.
Пособие содержит учебный материал для самостоятельной работы
студентов и подготовки их к занятиям, а также контрольные вопросы,
способствующие лучшему усвоению теоретических данных.
Предназначено для студентов специальности 33.05.01 – Фармация,
а также других специальностей, где изучаются лекарственные
растения и основы лекарствоведения; может быть использовано
провизорами, врачами, учителями и преподавателями высших и
средних общеобразовательных, инновационных и специальных
учебных заведений.
УДК 615.322 (075.8)
ББК 53.52 я73
Автор-составитель
д-р фармацевт. наук, профессор Э. А. Манвелян
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет, 2016
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Фитотерапия – одна из дисциплин в цикле медицинских и
фармацевтических наук – изучает применение лекарственных растений,
лекарственного растительного сырья. Фитотерапевтические и
фармакогностические знания составляют одну из основ подготовки
выпускников университета по специальности 330501 – Фармация.
Разработка специальной учебной литературы для студентов
является неотъемлемой частью современной культуры обучения в
высшей школе.
Предлагаемый курс на современном научном уровне рассматривает
применение лекарственных растений, в том числе и у разных
народов; включает вопросы истории изучения и использования
лекарственных растений; поиска, сбора и сушки растений;
проблемы частной фитотерапии.
Представленный учебный материал построен по системному
принципу. В I части представлены группы лекарственных растений,
содержащих биологически активные вещества – полисахариды,
витамины, терпеноиды, алкалоиды, сердечные гликозиды, сапонины,
фенологликозиды, кумарины, хромоны и т. д. В каждой
группе дается перечень основных лекарственных растений, наиболее
широко применяемых в практической и народной медицине.
Описание каждого изучаемого объекта включает краткие сведения
о морфологии, экологии, распространении, химическом составе,
препаратах, используемых в России. Также к каждому разделу
приеден перечень контрольных вопросов по всей группе основных
лекарственных растений, содержащих биологически активные вещества,
для самостоятельного изучения.
Во II части пособия представлены сборы лекарственных растений
и способы приготовления из них чаев, настоев, отваров;
способы применения водных извлечений при различных заболеваниях.
Такая структура курса обеспечивает более тесную связь и
преемственность в преподавании биологических, химических и
медицинских дисциплин.
Предлагаемый курс призван воспитать у студентов бережное,
рачительное отношение к природе и лекарственным ресурсам
окружающей среды.
3
Стр.3
Содержание и структура курса соответствует требованиям
ФГОС ВО.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование
следующих компетенций:
общекультурных (ОК):
- готовность использовать приемы первой помощи, методы
защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-7);
общепрофессиональных (ОПК):
- готовность решать стандартные задачи профессиональной
деятельности с использованием информационных, библиографических
ресурсов, медико-биологической и фармацевтической терминологии,
информационно-коммуникационных технологий и
учетом основных требований информационной безопасности
(ОПК-1);
профессиональных (ПК):
фармацевтическая деятельность:
- способность к осуществлению технологических процессов
при производстве и изготовлении лекарственных средств (ПК-3);
- способность к организации заготовки лекарственного растительного
сырья с учетом рационального использования ресурсов
лекарственных растений (ПК-5);
- готовность к обеспечению хранения лекарственных средств
(ПК-6);
- готовность к своевременному выявлению фальсифицированных,
недоброкачественных и контрафактных лекарственных
средств (ПК-8);
- способность к проведению экспертизы лекарственных
средств с помощью химических, биологических, физикохимических
и иных методов (ПК-10);
- способность к участию в экспертизах, предусмотренных при
государственной регистрации лекарственных препаратов (ПК-11);
- способность к проведению контроля качества лекарственных
средств в условиях фармацевтических организаций (ПК-12);
- способность к оказанию консультативной помощи медицинским
работникам и потребителям лекарственных препаратов в соответствии
с инструкцией по применению лекарственного препарата
(ПК-13);
4
Стр.4
- готовность к проведению информационно-просветительской
работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности
жизнедеятельности (ПК-14);
организационно-управленческая деятельность:
- способность к организации заготовки лекарственного растительного
сырья с учетом рационального использования ресурсов
лекарственных растений (ПК-17);
научно-исследовательская деятельность:
- способность к анализу и публичному представлению научной
фармацевтической информации (ПК-21);
По результатам изучения дисциплины специалист должен решать
профессиональные задачи:
в области производственной деятельности:
– организация процесса изготовления фитотерапевтических
лекарственных средств в условиях аптек в соответствии с утвержденными
нормативными документами с одновременным обеспечением
высокого уровня качества, включая санитарномикробиологические
требования и необходимую упаковку, обеспечивающую
удобство применения и необходимую стабильность;
в области информационно-просветительской деятельности:
– проведение мероприятий по квалифицированному информированию
населения о безрецептурных фитотерапевтических лекарственных
средствах, биологически активных добавках к пище с
условием соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих
рекламную деятельность;
– организация информационной работы среди врачей по новым
фитотерапевтическим лекарственным препаратам и их характеристикам;
–
оказание консультативной помощи специалистам медицинских
организаций, фармацевтических предприятий и организаций
и населению по вопросам применения фитотерапевтических лекарственных
средств.
Предлагаемый курс может быть также рекомендован студентам
медицинского, биологического и других факультетов, интересующимся
проблемами лекарствоведения и лекарственных ресурсов
страны, провизорам, врачам, преподавателям специальных
учебных заведений.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
3
6
6
23
31
42
49
76
99
109
121
138
145
167
169
173
181
182
185
192
199
206
217
225
231
250
254
255
298
301
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ I. Лекарственные растения
§ 1. История изучения лекарственных растений
§ 2. Поиск, сбор, сушка лекарственных растений
§ 3. Лекарственные растения и сырье, содержащие полисахариды
§ 4. Лекарственные растения и сырье, содержащие витамины
§ 5. Лекарственные растения и сырье, содержащие терпеноиды
(эфирные масла и горечи)
§ 6. Лекарственные растения и сырье, содержащие алкалоиды
§ 7. Лекарственные растения и сырье, содержащие сердечные
гликозиды
§ 8. Лекарственные растения и сырье, содержащие сапонины
§ 9. Лекарственные растения и сырье, содержащие
фенологликозиды и другие фенольные соединения
§ 10. Лекарственные растения и сырье, содержащие
антраценпроизводные и их гликозиды
§ 11. Лекарственные растения и сырье, содержащие флавоноиды
и их гликозиды
§ 12. Лекарственные растения и сырье, содержащие кумарины
и хромоны
§ 13. Лекарственные растения и сырье, содержащие дубильные
вещества
§ 14. Лекарственные растения и сырье, содержащие биологически
активные вещества малоизученного состава
ЧАСТЬ II. Лекарственные сборы
§ 1. Официнальные чаи
§ 2. Сборы, рекомендуемые при заболеваниях сердечнососудистой
системы
§ 3. Сборы, рекомендуемые при эндокринных и обменных
заболеваниях
§ 4. Сборы, рекомендуемые при гинекологических заболеваниях
§ 5. Сборы, рекомендуемые при заболеваниях кожи
§ 6. Сборы, рекомендуемые при заболеваниях органов дыхания
§ 7. Сборы, рекомендуемые при заболеваниях почек и
мочевыводящих путей
§ 8. Сборы, рекомендуемые при заболеваниях желудочнокишечного
тракта
§ 9. Сборы, рекомендуемые при заболеваниях нервной системы
Заключение
Тестовые задания
Приложения
Литература
Стр.307