Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Правовое воспитание школьников (290,00 руб.)

0   0
АвторыБочкарева З. В.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц236
ID603346
АннотацияПособие разработано в рамках реализуемого Северо-Кавказским федеральным университетом инновационного образовательного проекта «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой молодежи в полиэтничном регионе» по направлению «Безопасность и противодействие терроризму». Содержит курс лекций, заключающих в себе основные теоретические данные, вопросы и задания, глоссарий, литературу
Кому рекомендованоПредназначено для студентов направления подготовки 46.03.01 – История, профилей подготовки «История международных отношений», «Историко-культурный туризм»
УДК340/349:37.03
ББК67:74.2
Правовое воспитание школьников : учебное пособие. Направление подготовки 46.03.01 – История. Профили подготовки: «История международных отношений», «Историко-культурный туризм». Бакалавриат / З. В. Бочкарева .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016 .— 236 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603346 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Причины и сущность экстремизма несовершеннолетних и молодёжи . <...> Практика и содержание современного правового воспитания . <...> Причины и сущность экстремизма несовершеннолетних и молодежи КУРС ЛЕКЦИЙ I. <...> ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ ЭКСТРЕМИЗМА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЁЖИ План 1.1. <...> 5 В условиях всеобщего безверия, невежества и бездумия, тотального дефицита нравственности, духовности появляется множество их деструктивных заменителей, что лишний раз подчёркивает ту глубину катастрофы, в которую всё глубже заваливается общество. <...> А. В. Тонконогов пишет об этом в работе «Виртуальная духовность, или российская национальная идея» таким образом. «…одна из составляющих духовности – нравственность, другая – смысл». <...> Профилактика преступлений посредством традиций и обычаев // Российский следователь. <...> Причины и сущность экстремизма несовершеннолетних и молодежи формирования и развития индивидуального и общественного сознания»; 3) создавать патриотические СМИ, а также «культурно-национальные организации, объединения творческой молодёжи» – дабы отвлечь её от деструктивных, экстремистских помыслов1 . <...> Виртуальная духовность, или российская национальная идея // Закон и право. <...> О сходной сущности и различиях квалификации хулиганства и экстремизма // Российский следователь. <...> в исследовании ««Экстремистское хулиганство» – нонсенс уголовного закона» (2008) показали несовместимость этих двух явлений. <...> «Экстремистское хулиганство» – типичное поведение героев бесчисленных телесериалов о героях-ментах по отношению к рецидивистам или просто преступникам, которые представляют вполне «определённую» социальную группу. <...> А значит, такие действия против них и есть «экстремистское хулиганство». <...> И всё же, говорят авторы, до конца не понятно что же такое на самом деле «экстремистское хулиганство». <...> Некоторые исследователи (А. А. Примаченок и др., 1990) вообще только в этом видят основу ювенальной делинквентности, а саму человеческую <...>
Правовое_воспитание_школьников.pdf
УДК 340/349:37.03/.05 (075.8) ББК 67:74.2 я73 П 68 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета П 68 Правовое воспитание школьников: учебное пособие (курс лекций) / сост. З. В. Бочкарева. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 236 с. Пособие разработано в рамках реализуемого Северо-Кавказским федеральным университетом инновационного образовательного проекта «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой молодежи в полиэтничном регионе» по направлению «Безопасность и противодействие терроризму». Содержит курс лекций, заключающих в себе основные теоретические данные, вопросы и задания, глоссарий, литературу. Предназначено для студентов направления подготовки 46.03.01 – История; профилей подготовки «История международных отношений», «Историко-культурный туризм». Изучается в 8 семестре. УДК 340/349:37.03/.05 (075.8) ББК 67:74.2 я73 Составитель канд. ист. наук, доцент З. В. Бочкарёва Рецензенты: эксперты Центра научно-методического сопровождения инновационных проектов и программ гуманитарного профиля канд. ист. наук, доцент Т. В. Беликова, канд. юрид. наук, доцент Н. В. Довголюк (ННОУ ВПО ИДНК) © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие .................................................................................................................................................................4 КУРС ЛЕКЦИЙ ............................................................................................................................................................5 I. Причины и сущность экстремизма несовершеннолетних и молодёжи .................................................5 1.1. Объективные и субъективные корни правового нигилизма ........................................................... 5 1.2. Девиации и экстремистское поведение молодежи ...........................................................................20 1.3. Социальный конфликт как особенность правосознания и правовой культуры современной молодежи .....................................................................................................................................................27 II. Терроризм и экстремизм – делинквентность молодых ............................................................................33 2.1. Экстремистское поведение молодежи .................................................................................................33 2.2. Причины развития делинквентного мышления молодежи ...........................................................38 2.3. Подходы и методы работы по предупреждению экстремистских мотивов у молодежи ........42 III. Золотая копилка советского опыта. Взгляд с Запада ................................................................................60 3.1. Советский и мировой опыт формирования правосознания подростков и молодежи ..........60 3.2. Основные принципы формирования правосознания подростков и молодежи .......................72 3.3. Формы и методы советской педагогики формирования правосознания и правовой культуры ................................................................................................................................77 IV. Практика и содержание современного правового воспитания .............................................................83 4.1 Содержание работы по формированию правосознания и правовой культуры современной молодежи............................................................................................................................83 4.2. Гуманистические формы и методы формирования правосознания молодежи ........................92 4.3. Методология профилактики правонарушений ...............................................................................101 V. Правовое воспитание несовершеннолетних в школе и в семье ...........................................................137 5.1. Семья как важнейший социальный институт по формированию правосознания и правовой культуры ..............................................................................................................................137 5.2 Приемы и методы семейного воспитания по развитию правовой культуры ..........................156 5.3. Формы и методы правового воспитания в школе ..........................................................................160 VI. Ювенальная юстиция ......................................................................................................................................174 6.1. Детское правосудие ................................................................................................................................174 6.2. Защита прав несовершеннолетних .....................................................................................................179 6.3. Современные проблемы ювенологии ................................................................................................200 Заключение ................................................................................................................................................................213 Литература и источники ........................................................................................................................................215
Стр.3
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДИСЛОВИЕ Дисциплина является инновационным учебным курсом, разработанным в рамках реализуемого в Северо-Кавказском федеральном университете инновационного образовательного проекта «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой молодежи в полиэтничном регионе». Правовое сознание неизменно связано с общественно-политической активностью личности. Поэтому наряду с радикальными изменениями в экономической и правовой сферах жизни общества речь должна идти о формировании адекватного обновляющемуся обществу правового сознания и об овладении им в процессе общественно-политической практики. Как свидетельствуют статистические данные, динамика молодежной преступности имеет тенденции к возрастанию. В молодежной среде процветают неуважение к закону, праву, правовой нигилизм. Динамика развития правосознания и выработка у молодежи правового мышления, адекватного общественным изменениям, связаны с решением ряда задач, одной из которых является овладение молодыми людьми соответствующими знаниями о социальной и духовной ценности права как явления мировой цивилизации, осознание неразрывной связи гражданских прав и обязанностей. Курс ориентирован на формирование у обучающихся набора компетенций для реализации стратегии региональной безопасности. Целью изучения дисциплины является формирование общепрофессиональных социально-политических компетенций: • способности решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); • способности находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК-2); • способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности элементы естественнонаучного и математического знания (ОПК-3). Поставленная цель предполагает решение следующих задач. 1. Теоретические задачи: – понимание основных проблем в сфере правового воспитания молодежи (правовая грамотность); – знание содержания основных документов, регулирующих общественные правоотношения на федеральном и региональном уровнях (правовая грамотность); – понимание целей и возможностей программно-целевого метода в совершенствовании правосознания молодежи (методологическая компетентность). 2. Практические задачи: – умение ориентироваться в потоке информации по вопросам права и государства (информационная компетентность); – овладение формами и методами формирования правового сознания и правовой культуры молодежи (методическая грамотность); – овладение элементами проектной деятельности по совершенствованию правовой культуры и правосознания молодежи (методологическая компетентность). 3. Воспитательные задачи (формирование социально-личностных компетенций): – формирование правовой культуры, ориентированной на конструктивное урегулирование и разрешение конфликтов; – понимание возможностей своей профессиональной деятельности для формирования общественного правосознания, гражданского патриотизма и толерантности; – стимулирование социальной интерактивности и креативности. В результате освоения курса обучающийся должен: • знать всеобщую декларацию прав человека, конвенцию и декларацию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, опыт педагогов России и зарубежных стран по формированию правового сознания и правовой культуры молодежи; • уметь применять знания в сфере педагогической деятельности по формированию правосознания и правовой культуры молодежи; использовать педагогический опыт отечественных и зарубежных педагогов по формированию правовой культуры; • владеть навыками организации работы с трудными детьми; элементами диагностики уровня правосознания и правовой культуры молодежи; способностью к социальной интерактивности и креативности. Курс реализуется кафедрой истории России Северо-Кавказского федерального университета. - 4 -
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.