Причины и сущность экстремизма несовершеннолетних и молодёжи . <...> Практика и содержание современного правового воспитания . <...> Причины и сущность экстремизма несовершеннолетних и молодежи КУРС ЛЕКЦИЙ I. <...> ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ ЭКСТРЕМИЗМА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЁЖИ План 1.1. <...> 5 В условиях всеобщего безверия, невежества и бездумия, тотального дефицита нравственности, духовности появляется множество их деструктивных заменителей, что лишний раз подчёркивает ту глубину катастрофы, в которую всё глубже заваливается общество. <...> А. В. Тонконогов пишет об этом в работе «Виртуальная духовность, или российская национальная идея» таким образом. «…одна из составляющих духовности – нравственность, другая – смысл». <...> Профилактика преступлений посредством традиций и обычаев // Российский следователь. <...> Причины и сущность экстремизма несовершеннолетних и молодежи формирования и развития индивидуального и общественного сознания»; 3) создавать патриотические СМИ, а также «культурно-национальные организации, объединения творческой молодёжи» – дабы отвлечь её от деструктивных, экстремистских помыслов1 . <...> Виртуальная духовность, или российская национальная идея // Закон и право. <...> О сходной сущности и различиях квалификации хулиганства и экстремизма // Российский следователь. <...> в исследовании ««Экстремистское хулиганство» – нонсенс уголовного закона» (2008) показали несовместимость этих двух явлений. <...> «Экстремистское хулиганство» – типичное поведение героев бесчисленных телесериалов о героях-ментах по отношению к рецидивистам или просто преступникам, которые представляют вполне «определённую» социальную группу. <...> А значит, такие действия против них и есть «экстремистское хулиганство». <...> И всё же, говорят авторы, до конца не понятно что же такое на самом деле «экстремистское хулиганство». <...> Некоторые исследователи (А. А. Примаченок и др., 1990) вообще только в этом видят основу ювенальной делинквентности, а саму человеческую <...>
Правовое_воспитание_школьников.pdf
УДК 340/349:37.03/.05 (075.8)
ББК 67:74.2 я73
П 68
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского
федерального университета
П 68 Правовое воспитание школьников: учебное пособие (курс лекций) / сост. З. В. Бочкарева. – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2016. – 236 с.
Пособие разработано в рамках реализуемого Северо-Кавказским федеральным университетом инновационного
образовательного проекта «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой
молодежи в полиэтничном регионе» по направлению «Безопасность и противодействие терроризму».
Содержит курс лекций, заключающих в себе основные теоретические данные, вопросы и задания, глоссарий,
литературу.
Предназначено для студентов направления подготовки 46.03.01 – История; профилей подготовки «История
международных отношений», «Историко-культурный туризм». Изучается в 8 семестре.
УДК 340/349:37.03/.05 (075.8)
ББК 67:74.2 я73
Составитель
канд. ист. наук, доцент З. В. Бочкарёва
Рецензенты:
эксперты Центра научно-методического сопровождения
инновационных проектов и программ гуманитарного профиля
канд. ист. наук, доцент Т. В. Беликова,
канд. юрид. наук, доцент Н. В. Довголюк
(ННОУ ВПО ИДНК)
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .................................................................................................................................................................4
КУРС ЛЕКЦИЙ ............................................................................................................................................................5
I. Причины и сущность экстремизма несовершеннолетних и молодёжи .................................................5
1.1. Объективные и субъективные корни правового нигилизма ........................................................... 5
1.2. Девиации и экстремистское поведение молодежи ...........................................................................20
1.3. Социальный конфликт как особенность правосознания и правовой культуры современной
молодежи .....................................................................................................................................................27
II. Терроризм и экстремизм – делинквентность молодых ............................................................................33
2.1. Экстремистское поведение молодежи .................................................................................................33
2.2. Причины развития делинквентного мышления молодежи ...........................................................38
2.3. Подходы и методы работы по предупреждению экстремистских мотивов у молодежи ........42
III. Золотая копилка советского опыта. Взгляд с Запада ................................................................................60
3.1. Советский и мировой опыт формирования правосознания подростков и молодежи ..........60
3.2. Основные принципы формирования правосознания подростков и молодежи .......................72
3.3. Формы и методы советской педагогики формирования правосознания
и правовой культуры ................................................................................................................................77
IV. Практика и содержание современного правового воспитания .............................................................83
4.1 Содержание работы по формированию правосознания и правовой культуры
современной молодежи............................................................................................................................83
4.2. Гуманистические формы и методы формирования правосознания молодежи ........................92
4.3. Методология профилактики правонарушений ...............................................................................101
V. Правовое воспитание несовершеннолетних в школе и в семье ...........................................................137
5.1. Семья как важнейший социальный институт по формированию правосознания
и правовой культуры ..............................................................................................................................137
5.2 Приемы и методы семейного воспитания по развитию правовой культуры ..........................156
5.3. Формы и методы правового воспитания в школе ..........................................................................160
VI. Ювенальная юстиция ......................................................................................................................................174
6.1. Детское правосудие ................................................................................................................................174
6.2. Защита прав несовершеннолетних .....................................................................................................179
6.3. Современные проблемы ювенологии ................................................................................................200
Заключение ................................................................................................................................................................213
Литература и источники ........................................................................................................................................215
Стр.3
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисциплина является инновационным учебным курсом, разработанным в рамках реализуемого в Северо-Кавказском
федеральном университете инновационного образовательного проекта «Формирование
российской идентичности и правовой культуры студенческой молодежи в полиэтничном регионе».
Правовое сознание неизменно связано с общественно-политической активностью личности. Поэтому
наряду с радикальными изменениями в экономической и правовой сферах жизни общества речь
должна идти о формировании адекватного обновляющемуся обществу правового сознания и об овладении
им в процессе общественно-политической практики. Как свидетельствуют статистические
данные, динамика молодежной преступности имеет тенденции к возрастанию. В молодежной среде
процветают неуважение к закону, праву, правовой нигилизм. Динамика развития правосознания
и выработка у молодежи правового мышления, адекватного общественным изменениям, связаны с
решением ряда задач, одной из которых является овладение молодыми людьми соответствующими
знаниями о социальной и духовной ценности права как явления мировой цивилизации, осознание
неразрывной связи гражданских прав и обязанностей.
Курс ориентирован на формирование у обучающихся набора компетенций для реализации стратегии
региональной безопасности.
Целью изучения дисциплины является формирование общепрофессиональных социально-политических
компетенций:
• способности решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной
и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных
технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
• способности находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и
готовность нести за них ответственность (ОПК-2);
• способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности элементы
естественнонаучного и математического знания (ОПК-3).
Поставленная цель предполагает решение следующих задач.
1. Теоретические задачи:
– понимание основных проблем в сфере правового воспитания молодежи (правовая грамотность);
–
знание содержания основных документов, регулирующих общественные правоотношения
на федеральном и региональном уровнях (правовая грамотность);
– понимание целей и возможностей программно-целевого метода в совершенствовании правосознания
молодежи (методологическая компетентность).
2. Практические задачи:
– умение ориентироваться в потоке информации по вопросам права и государства (информационная
компетентность);
– овладение формами и методами формирования правового сознания и правовой культуры
молодежи (методическая грамотность);
– овладение элементами проектной деятельности по совершенствованию правовой культуры
и правосознания молодежи (методологическая компетентность).
3. Воспитательные задачи (формирование социально-личностных компетенций):
– формирование правовой культуры, ориентированной на конструктивное урегулирование
и разрешение конфликтов;
– понимание возможностей своей профессиональной деятельности для формирования общественного
правосознания, гражданского патриотизма и толерантности;
– стимулирование социальной интерактивности и креативности.
В результате освоения курса обучающийся должен:
• знать всеобщую декларацию прав человека, конвенцию и декларацию о правах ребенка, Конституцию
Российской Федерации, опыт педагогов России и зарубежных стран по формированию
правового сознания и правовой культуры молодежи;
• уметь применять знания в сфере педагогической деятельности по формированию правосознания
и правовой культуры молодежи; использовать педагогический опыт отечественных и
зарубежных педагогов по формированию правовой культуры;
• владеть навыками организации работы с трудными детьми; элементами диагностики уровня
правосознания и правовой культуры молодежи; способностью к социальной интерактивности
и креативности.
Курс реализуется кафедрой истории России Северо-Кавказского федерального университета.
- 4 -
Стр.4