Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Евразийский фронтир в диалоге культур Востока и Запада

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц236
ID603251
АннотацияМонография посвящена диалогу культур в евразийском пространстве, включающем территорию Байкальского региона, трансграничного с Монго-лией и Китаем. В статье поднимаются актуальные вопросы межкультурной коммуникации с точки зрения герменевтического подхода, рассматриваются современные тенденции развития евразийской цивилизации на основе ра-зумного и эффективного диалога между этническими группами и нациями. Книга адресована исследователям в области социальных и гуманитарных наук, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами трансграничного сосуществования.
ISBN978-5-9793-0878-4
Евразийский фронтир в диалоге культур Востока и Запада / И.С. Болдонова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2016 .— 236 с. — ISBN 978-5-9793-0878-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/603251 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И. С. <...> Болдонова Евразийский фронтир в диалоге культур Востока и Запада Улан-Удэ 2016 УДК 101.1:316 ББК 60 Б 791 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского госуниверситета Рецензенты С. И. <...> Б 791 Евразийский фронтир в диалоге культур Востока и Запада. <...> В статье поднимаются актуальные вопросы межкультурной коммуникации с точки зрения герменевтического подхода, рассматриваются современные тенденции развития евразийской цивилизации на основе разумного и эффективного диалога между этническими группами и нациями. <...> УДК 101.1:316 ББК 60 ISBN 978-5-9793-0878-4 © Бурятский госуниверситет, 2016 ВВЕДЕНИЕ Настоящая монография посвящена актуальной проблеме современности ― диалогу культур между народами и государствами и перспективам развития российской цивилизации в эпоху глобализации и признания приоритета восточного вектора взаимовыгодного сотрудничества. <...> Автор ставит задачу дать философское осмысление дальнейшего пути российского общества в эпоху глобализации, что дает возможность заново взглянуть на хорошо знакомые концепции, в частности, евразийство как философскую доктрину, учение об историческом подходе и идеологическую концепцию. <...> Евразийские идеи актуализируются в эпоху обновления трансформации внешнеполитического курса России и приобретают особое звучание в Байкальском регионе, части евразийского фронтира. <...> Проблема диалога культур на фронтирной территории обусловлена различными геополитическими, межнациональными, антагонистическими противоречиями, и взаимодействие культур и диалог между ними ― это лучшее, что может противостоять непониманиию, неприятию, нежеланию слушать друг друга. <...> На основе цивилизационного подхода и герменевтической методологии в работе осуществляется философское осмысление основных аспектов евразийского диалога и анализируются разные способы евразийского <...>
Евразийский_фронтир_в_диалоге_культур_Востока_и_Запада.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И. С. Болдонова Евразийский фронтир в диалоге культур Востока и Запада Улан-Удэ 2016
Стр.1
УДК 101.1:316 ББК 60 Б 791 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского госуниверситета Рецензенты С. И. Гармаева, д-р филол. наук, проф. БГУ О. Б. Истомина, д-р филос. наук, проф. ИГУ В. Д. Дугаров, д-р ист. наук, проф. БГУ Болдонова И. С. Б 791 Евразийский фронтир в диалоге культур Востока и Запада. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2016. — 236 с. ISBN 978-5-9793-0878-4 Монография посвящена диалогу культур в евразийском пространстве, включающем территорию Байкальского региона, трансграничного с Монголией и Китаем. В статье поднимаются актуальные вопросы межкультурной коммуникации с точки зрения герменевтического подхода, рассматриваются современные тенденции развития евразийской цивилизации на основе разумного и эффективного диалога между этническими группами и нациями. Книга адресована исследователям в области социальных и гуманитарных наук, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами трансграничного сосуществования. Boldonova I. S. Eurasian Frontier in Culture's Dialogue of East and West. — UlanUde: Buryat State University Publishing Department, 2016. — 236 р. ISBN 978-5-9793-0878-4 The monograph is devoted to the dialogue of cultures in the Eurasian space, in the center of which the author points out the Baikal region as a transborder with Mongolia and China. The paper deals with relevant issues of intercultural communication in hermeneutic mode, and it is the author's attempt to consider current trends of Eurasian civilization's development on the basis of a reasonable and effective dialogue among ethnic groups and nations. The book is addressed to researchers of social sciences and humanities, as well as a wider audience and to those, who are interested in the issues of a frontier being. УДК 101.1:316 ББК 60 ISBN 978-5-9793-0878-4 © Бурятский госуниверситет, 2016
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Настоящая монография посвящена актуальной проблеме современности ― диалогу культур между народами и государствами и перспективам развития российской цивилизации в эпоху глобализации и признания приоритета восточного вектора взаимовыгодного сотрудничества. Автор ставит задачу дать философское осмысление дальнейшего пути российского общества в эпоху глобализации, что дает возможность заново взглянуть на хорошо знакомые концепции, в частности, евразийство как философскую доктрину, учение об историческом подходе и идеологическую концепцию. Евразийские идеи актуализируются в эпоху обновления трансформации внешнеполитического курса России и приобретают особое звучание в Байкальском регионе, части евразийского фронтира. Проблема диалога культур на фронтирной территории обусловлена различными геополитическими, межнациональными, антагонистическими противоречиями, и взаимодействие культур и диалог между ними ― это лучшее, что может противостоять непониманиию, неприятию, нежеланию слушать друг друга. Понятие диалога должно выступать и применяться в качестве наиболее приемлемой формы цивилизованного со-бытия миров, культур, искусств, научных сообществ, потому что в современном мире необходима консолидация мысли для обозначения будущего цивилизационного развития человечества и новых идеологичеких ориентиров. Суть диалогичности ― в продуктивном взаимодействии суверенных позиций, составляющих единое и многообразное смысловое пространство и общую культуру. Одним из эффективных подходов к изучению предпосылок межцивилизационного диалога является герменевтика. На основе цивилизационного подхода и герменевтической методологии в работе осуществляется философское осмысление основных аспектов евразийского диалога и анализируются разные способы евразийского моделирования на пространстве фронтира между Россией, Монголией и Китаем. В методологической части монографии автор говорит о предпосылках, реалиях и перспективах межцивилизационнго диалога и трансграничья в междисциплинарных исследованиях, дает развернутый анализ теории пограничья, сопоставляя западный и восточный фронтиры Российской Федерации. Во второй главе восточное 3
Стр.3
трансграничье представлено изучением менталитета людей, проблем воспитания, образования, этики, религии, формирования евразийской фронтирной идентичности, устойчивого развития. Здесь также обобщаются исследования автора в области применения герменевтической методологии к анализу разных видов социальной коммуникации евразийского фронтира: представлен анализ художественной, межкультурной и массовой коммуникаций, обусловленных современными информационными, телекоммуникационными технологиями и трансграничнымм евразийским дискурсом. В монографии аккумулируются междисциплинарные изыскания учеными социально-гуманитарных наук региона последних лет, расширяется и углубляется содержательный материал по изучению евразийского фронтира, используются исследования автора в рамках гранта РНФ и по программе Эразмус Мундус в Варшавском университете. Философское осмысление дальнейшего пути российского общества в эпоху глобализации заставляет заново взглянуть на хорошо знакомые концепции, в частности евразийство как философскую доктрину, учение об историческом подходе и идеологическую концепцию. Актуальность переосмысления работ евразийцев продиктована непростой политической, социально-экономической ситуацией России, места и роли в мировом сообществе, что влияет на общественные процессы внутри страны. Также это является попыткой автора проследить современные тенденции и закономерности развития евразийской цивилизации на основе разумного и эффективного диалога этносов и стран в пространстве, где встречаются восточная и западная культуры. Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и специфическое мировосприятие населяющих эти территории народов, то есть непохожие картины мира, взгляды на способы и методы познания окружающей действительности. Автор работы осмысливает взаимодействие Востока и Запада в трансграничном бытии и соответствующие научные, религиозные, художественные, духовные ценности, а также доказывает принципиальную возможность диалога Европы и Азии в едином евразийском контексте как один из внутренних механизмов развития цивилизации. В работе представлен результат изучения фронтирного бытия Байкальского региона, территории между Россией, Монголией и 4
Стр.4
Китаем. Проблема диалога культур обусловлена различными геополитическими межнациональными и часто антагонистическими противоречиями. Автор работы использует герменевтический метод для изучения возможностей межцивилизационного диалога. Монография состоит из двух глав, каждая из которых отражает логику научного познания от теории и методологии исследования до изучения эмпирического материала. Межцивилизационный диалог на евразийском фронтире Байкальского региона анализируется с применением диалектического, герменевтического, историкокультурного и других подходов. Восточное трансграничье представлено изучением менталитета людей, проблем воспитания, образования, этики, религии, формирования евразийской фронтирной идентичности. Вторая глава представляет собой философскую рефлексию над проблемами художественной, межкультурной и массовой коммуникаций, обусловленных современными информационными, телекоммуникационными технологиями, которые разрушают видимые и невидимые границы и содействуют формированию единого информационного пространства евразийского фронтира. 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава 1. Методология изучения евразийского трансграничья 6 1.1. Европа и Азия, Восток―Запад в межцивилизационном диалоге 1.1.1. Актуальность идеологии евразийства в современном 6 контексте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 1.1.2. О предпосылках межцивилизационнго диалога . . . . . . . . 15 1.1.3. Межцивилизационный диалог: реалии и перспективы . . 33 1.2. Трансграничье в междисциплинарных исследованиях . . . . . . . 47 1.2.1. О понятиях «граница» и «пограничье» . . . . . . . . . . . . . . . 47 1.2.2. Граница и трансграничный регион . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 1.2.3. Евразийский фронтир в контексте проблематики восточного трансграничья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 Глава 2. Байкальский регион ― территория евразийского фронтира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 2.1. Проблемы глобализирующейся евразийской цивилизации . . . 86 2.1.1. Проблема трансграничной идентичности . . . . . . . . . . . . . 86 2.1.2. Роль образования в диалоге Востока и Запада и формирование поликультурной личности евразийского фронтира . . . . . . 115 2.1.3. Байкальский регион как модельная территория устойчивого развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 2.2. Социальные коммуникации евразийского фронтира . . . . . . . . 152 2.2.1. Особенности фронтирного медиапространства и массовой коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 2.2.2. Художественная коммуникация как форма межкультурного диалога Европы и Азии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2.3. Особенности межкультурной коммуникации Байкальского региона: герменевтический взгляд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 193 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
Стр.235