Филология
ТЕХНОЛОГИИ
ЛИТЕРАТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ
ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия
для обучающихся по направлению подготовки
44.04.01 Педагогическое образование
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Улан-Удэ
2016
Стр.3
УДК 378.016:82(075.8)
ББК 74.268.я73
Т 381
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Р е ц е н з е н т ы
М. А. Портнягина
канд. пед. наук, доцент, Бурятский госуниверситет
О. М. Козина
канд. филол. наук, доцент, Институт лингвистики
и межкультурных коммуникаций
БГСХА им. В. Р. Филиппова
Т 381 Технологии литературного образования: учеб.-метод.
пособие / сост. З. Д. Чимбеева. — Улан-Удэ: Издательство
Бурятского госуниверситета, 2016. — 128 с.
Учебно-методическое пособие составлено на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования (2013) для магистрантов очного отделения
Педагогического института БГУ. Содержит рабочую программу
дисциплины; фонд оценочных средств для промежуточного и итогового
контроля, критерии их оценивания; паспорт компетенций, формируемых
в результате освоения дисциплины; учебно-методическое
обеспечение дисциплины, глоссарий, методические рекомендации для
магистрантов.
УДК 378.016:82(075.8)
ББК 74.268.я73
© Бурятский госуниверситет, 2016
Стр.4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методическое пособие «Технологии литературного образования»
подготовлено на основе Приказа Минобрнауки РФ от
22.12.2013 № 788 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по направлению
подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)»,
предназначен для магистрантов педагогического института.
Представляет собою систему нормативной учебно-методической документации,
средств обучения и контроля; определяет цели, задачи, содержание
и методы изучения магистрантами курса «Технологии литературного
образования».
Целями и задачами пособия является учебно-методическое обеспечение
курса, определение содержания и технологий его изучения; обучение
магистрантов наиболее характерным видам профессиональной
деятельности; представление разнообразных методов и приемов, позволяющих
самостоятельно определять технологии обучения литературе.
Наиболее
значимой представляется подготовка магистранта к профессиональной
деятельности; синтезирование полученных знаний и
приобретённых умений и навыков; формирование у выпускников педагогического
института профессионально педагогических компетенций.
Учитывая специфику дисциплины, пособие системно рассматривает
связи теории, методики и практики литературного образования. Курс
помимо практических занятий включает, коллоквиумы, различные
формы текущего и итогового контроля. Актуализирует значимость такого
издания фонд оценочных средств, который включает тесты, варианты
контрольных работ с методическими указаниями по их выполнению,
вариант балльно-рейтинговой системы оценивания знаний магистрантов,
методические рекомендации и многое другое поможет студенту-магистранту
в освоении дисциплины.
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний
в области современных педагогических технологий и их применения в
преподавании литературы.
2. Место дисциплины в структуре ОП: Дисциплина «Технологии
литературного образования» относится к профессиональнометодическому
циклу дисциплин (М 1. В. 2.4).
Для освоения дисциплины «Технологии литературного образования»
студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе
изучения дисциплин: «Современный литературный процесс», «Информационные
технологии в профессиональной деятельности».
3
Стр.5
Освоение дисциплины «Технологии литературного образования»
является необходимой основой для прохождения производственной
педагогической практики.
3. Требования к результатам освоения дисциплины: процесс освоения
дисциплины «Технологии литературного образования» направлен
на формирование следующих компетенций:1
- способен к самостоятельному освоению и использованию новых
методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности
(ОК-3);
- готов использовать знание современных проблем науки и образования
при решении профессиональных задач (ОПК-2);
- готов к разработке и реализации методических моделей, методик,
технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их
использования в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность (ПК-11).
В результате изучения дисциплины магистрант должен
знать:
- понятие «технология» применительно к обучению литературе;
- актуальные современные технологии в обучения литературе;
- средства обучения и их дидактические возможности в обучении
литературе.
уметь:
- применять современные методики и технологии для обеспечения
качества учебно-воспитательного процесса;
- использовать современные научно обоснованные приемы, методы
и средства обучения литературе, в том числе технические средства
обучения, информационные и компьютерные технологии;
- применять современные средства оценивания результатов обучения;
владеть:
-
основами технологии в преподавании литературы;
- практическим навыком разработки конспекта урока литературы;
- различными формами организации учебной деятельности учащихся;
1
Приказ Минобрнауки РФ от 22. 12. 2013 № 788 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению
подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)".
4
Стр.6
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач. единицы
72 ч. Форма контроля дисциплины: зачет в 2 семестре.
Раздел
№
п/п
дисциплины
Виды учебной работы,
включая самостоятельную
работу студентов
и трудоемкость
(в часах)
1)
^ ьч
& S
н о
<8
1
Раздел 1. Современные
парадигмы
и
сущность технологического
подхода
в методике
преподавания
литературы
2
3
Раздел
2.
Структура образовательной
технологии
Раздел
3. Технологии
на
основе дидактического
усовершенствования
и реконструкции
материала
4
Раздел
4. Частнопредметные
педагогические
технологии
5
Раздел
5. Технологии
совме2
12
4
Собеседование,
аналитический
обзор
научной полемики,
конспектирование
научной
литературы
2 12
2 12
4
4
терминологический
тренинг
тест;
рефераты
по
тематике
учебной дисциплины
2
12
4
собеседование;
рецензия
на
методическую
публикацию
по проблеме,
2 12 -
5
4
доклад;
презентация
се ю
а се
О &Н
Формы текущего
контроля
успеваемости
(по неделям
семестра)
Форма промежуточной
аттестации
(по
семестрам)
Семестр
Неделя семестра
лекции
практические
занятия
СРС
Стр.7
стного проектирования
учебной
деятельности
на
уроках литературы
модели
учебного
занятия в
одной из инновационных
технологий
и
его экспертиза;
контрольная
работа
Балльно-рейтинговая система
Семестр
2
2
Текущий контроль
Контрольная работа
Зачет
тест
Итого за семестр
Контрольные точки
60
40
100
Баллы
6
Стр.8
Приложение 2
Урок-мастерская «Проблема нравственного выбора» по роману М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарита» (Авторская разработка М. А. Алексеевой) [11]
Ход урока
1. Каждый из нас ежедневно сталкивается с проблемой выбора на бытовом
уровне (выбор еды на завтрак, одежды, маршрута передвижения). Выбор на социальном
уровне — ситуация более редкая (выбор места обучения, выбор профессии,
выбор спутника жизни). Можно говорить о выборе экзистенциальном и аксиологическом
— ценностном (выбор между добром и злом). Чем выше уровень выбора,
тем он осознаннее. Тем выше его цена. Чем мы руководствуемся при выборе? Какими
могут быть мотивы выбора?
Сегодня мы отвечаем на эти вопросы с помощью Михаила Афанасьевича Булгакова.
В его романе «Мастер и Маргарита» герои часто оказываются в ситуации
выбора. Вспомним эпизоды встречи Маргариты и Азазелло, сожжения Мастером
романа, допросы Иешуа (записываем названия эпизодов в тетради и на доске).
2. Как отвечает Мастер на вопрос, о чем его роман? (О Понтии Пилате.) Как
отвечает Иван Бездомный Мастеру на вопрос, из-за чего он, Бездомный, попал в
клинику? (Из-за Понтия Пилата.) Какими словами заканчивается роман Мастера?
(«Так встретил рассвет 15 нисана пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат».) Как
заканчивается роман Булгакова? («Его исколотая память затихает, и до следующего
полнолуния профессора не потревожит никто: ни безносый убийца Гестаса, ни
жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат».) Вторая глава романа
называется «Понтий Пилат». Мастер появится только в 13-й главе («Явление героя»),
с 19-й главы «Маргарита» начинается вторая часть романа.
3. Понтий Пилат — главный персонаж сегодняшней мастерской. Что мы о нем
знаем? Пилат — германец, по-видимому, сын короля-звездочета (Ата) и мельничихи
Пилы, участник битвы в Долине дев (спас Марка Крысобоя), пятый прокуратор
Иудеи (при императоре Тиберии). В ранней редакции романа действовала жена
Понтия Пилата Клавдия Прокула.
4. Работаем со 2-й главой романа М. А. Булгакова. Читаем эпизод допроса Понтием
Пилатом странствующего философа. Думаем над вопросами (учитель озвучивает
вопросы, учащиеся записывают их в тетрадях):
1) Каково состояние Пилата? Чем оно вызвано? Как изменяется?
2) Почему прокуратор по ходу сцены переходит с одного языка на другой
(арамейский — греческий — латынь)?
3) Как звучит голос прокуратора?
4) Как относится к Пилату Иешуа? Другие персонажи этой сцены?
5) Как вы понимаете повторяющийся мотив тоски и бессмертия?
6) Как вы поняли, чего хочет прокуратор?
7) Какое значение вы видите в появлении ласточки в коллонаде во время допроса?
8)
Почему Пилат утверждает смертный приговор Малого Синедриона?
9) Почему Понтий Пилат не настоял на помиловании Иешуа?
10) Мог ли Понтий Пилат повлиять на судьбу Иешуа?
В течение 15 минут ученики работают в группах, затем предъявляют результаты,
задают уточняющие вопросы, формулируют выводы (этапы социализации и
промежуточной рефлексии).
125
Стр.127