На самом деле: того, кто спокойно грешит в надежде на будущее покаяние, нельзя назвать ни православным, ни христианином, ни просто — верующим. <...> Даже живым его можно назвать лишь с определенными пояснениями. <...> Это духовно мертвый человек, уже не чувствующий боли от совершаемого греха. <...> Ведь каждый грех — рана, которую мы наносим сами себе, это такое же нарушение нормальной жизни нашего естества, как удар молотком по пальцу или топором по ноге. <...> Просто физические удары причиняют вред телу, а духовные (грехи) калечат в первую очередь душу. <...> И если такое самокалечение не сопровождается страданием души, стыдом, чувством вины, это может означать лишь одно: душа уже омертвела, словно потерявшая чувствительность омертвевшая часть тела. <...> В православной традиции такое состояние души называется окамененным нечувствием. <...> Выйти из такого мертвого состояния бывает очень непросто, порой — лишь через очень сильные потрясения и скорби. <...> Поэтому «спокойно грешить» для человека, живущего духовной жизнью, — это примерно то же самое, что спокойно лизать железо на морозе. <...> Часто спрашивают: почему послания апостолов такие сложные, что понять их можно только с толкованиями святых отцов, хотя древние ефесяне и коринфяне их понимали без всяких толкований? <...> Отвечаем: Ефесяне и коринфяне были такими понятливыми по простой причине: Павел и другие апостолы много дней наставляли их устно, жили среди них месяцами, а то и годами, обучая истинам христианской веры и наставляя в праведной жизни по этой вере. <...> Потом апостолы шли дальше, проповедовать Евангелие в других городах. <...> А в посланиях к уже созданным церковным общинам лишь кратко напоминали о том, про что ранее говорили им подробно и долго. <...> Нам же сегодня для того, чтобы понять смысл этих посланий, действительно приходится смотреть толкования святых отцов. <...> Своей праведной жизнью по заповедям отцы дали в себе действовать тому же Духу, который действовал и в апостолах, хотя многие из них <...>