Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Мир психологии  / №1 2017

Особенности межпоколенных отношений в условиях транзитивного общества (100,00 руб.)

0   0
Первый авторГусельцева
Страниц14
ID602586
АннотацияОбсуждается значение антропологического поворота для методологии психологии, в том числе эвристичность представлений М. Мид о префигуративном типе культуры для изучения проблем межпоколенной трансмиссии. Понятие «поколение» анализируется в качестве культурно-психологического конструкта, раскрывающего разные грани в истории и современности. Показано развитие понятия в английской, французской и немецкой интеллектуальных традициях, в учениях К. Мангейма и Х. Ортеги-и-Гассета в начале ХХ в. Культурно-исторический подход к изучению данного феномена подчеркивает, что поколение может как совпадать («сверстники»), так и не совпадать («современники») с хронологическим возрастом. В социокультурном ракурсе анализа поколение рассматривается как источник общественных перемен, «человеческий капитал» для трансформации в современность. Анализ поколений в контексте жизненного цикла общества выводит на проблемы социализации молодежи в целом. В историко-генеалогическом анализе на передний план выходят проблемы преемственности, взаимодействия и потенциальных конфликтов разных поколений. В современной трактовке этого сложного трансдисциплинарного понятия соединены общность возрастной когорты, исторического цикла развития общества, системы ценностей (вне зависимости от их принятия или отрицания данным поколением), самоидентификации и самокатегоризации. Показано, что для изучения межпоколенных отношений в транзитивном обществе в качестве аналитического конструкта может быть продуктивно использовано понятие Э. Блоха «неодновременность современности», позволяющее работать в ситуации нелинейности, неопределенности и неоднозначности социальных взаимодействий. Обсуждаются особенности и риски социализации детей и подростков в префигуративном типе культуры
Гусельцева, М.С. Особенности межпоколенных отношений в условиях транзитивного общества / М.С. Гусельцева // Мир психологии .— 2017 .— №1 .— С. 38-51 .— URL: https://rucont.ru/efd/602586 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М. С. Гусельцева Особенности межпоколенных отношений в условиях транзитивного общества1 Обсуждается значение антропологического поворота для методологии психологии, в том числе эвристичность представлений М. <...> Мид о префигуративном типе культуры для изучения проблем межпоколенной трансмиссии. <...> Культурноисториче ский подход к изучению данного феномена подчеркивает, что поколение может как совпадать («сверстники»), так и не совпадать («современники») с хронологическим возрастом. <...> Анализ поколений в контексте жизненного цикла общества выводит на проблемы социализации молодежи в целом. <...> В современной трактовке этого сложного трансдисциплинарного понятия соединены общность возрастной когорты, истори ческого цикла развития общества, системы ценностей (вне зависимости от их принятия или от рицания данным поколением), самоидентификации и самокатегоризации. <...> Показано, что для изучения межпоколенных отношений в транзитивном обществе в качестве аналитического конструкта может быть продуктивно использовано понятие Э. <...> Блоха «неодновременность со временности», позволяющее работать в ситуации нелинейности, неопределенности и неодно значности социальных взаимодействий. <...> Обсуждаются особенности и риски социализации де тей и подростков в префигуративном типе культуры. <...> Мид, префигуративная культура, поколение, социализация, межпоколенные отноше ния, «неодновременность современности», транзитивность. вок из книги М. <...> Те, кто предвидели, оказались предвест никами префигуративной культуры будущего, в которой предстоящее неиз вестно» (курсив мой. <...> Таким образом, актуальная для со временной психологии проблематика социализации детей и подростков в транзитивном обществе оказалась предвосхищена и теоретически осмысле на на основе опыта полевых антропологических исследований. <...> Значение антропологического поворота для методологии психологии На рубеже ХХ—ХХI вв. ведущими исследовательскими <...>