М. С. Гусельцева Особенности межпоколенных отношений в условиях транзитивного общества1 Обсуждается значение антропологического поворота для методологии психологии, в том числе эвристичность представлений М. <...> Мид о префигуративном типе культуры для изучения проблем межпоколенной трансмиссии. <...> Культурноисториче ский подход к изучению данного феномена подчеркивает, что поколение может как совпадать («сверстники»), так и не совпадать («современники») с хронологическим возрастом. <...> Анализ поколений в контексте жизненного цикла общества выводит на проблемы социализации молодежи в целом. <...> В современной трактовке этого сложного трансдисциплинарного понятия соединены общность возрастной когорты, истори ческого цикла развития общества, системы ценностей (вне зависимости от их принятия или от рицания данным поколением), самоидентификации и самокатегоризации. <...> Показано, что для изучения межпоколенных отношений в транзитивном обществе в качестве аналитического конструкта может быть продуктивно использовано понятие Э. <...> Блоха «неодновременность со временности», позволяющее работать в ситуации нелинейности, неопределенности и неодно значности социальных взаимодействий. <...> Обсуждаются особенности и риски социализации де тей и подростков в префигуративном типе культуры. <...> Мид, префигуративная культура, поколение, социализация, межпоколенные отноше ния, «неодновременность современности», транзитивность. вок из книги М. <...> Те, кто предвидели, оказались предвест никами префигуративной культуры будущего, в которой предстоящее неиз вестно» (курсив мой. <...> Таким образом, актуальная для со временной психологии проблематика социализации детей и подростков в транзитивном обществе оказалась предвосхищена и теоретически осмысле на на основе опыта полевых антропологических исследований. <...> Значение антропологического поворота для методологии психологии На рубеже ХХ—ХХI вв. ведущими исследовательскими <...>