Гранин Образование в формировании «российской нации» В статье анализируется значение образования и коммуникаций в формировании наций в Европе, Российской империи, СССР и современной России. <...> Для обеспечения национального (политического и культурного) единства России необходимо унифицировать образовательное и коммуникативное пространство Российской Федерации, создать общее символическое поле для всех народов РФ. <...> Вопрос о формировании «нации» был и остается ключевым вопросом внутренней политики любого полиэтнического государства. <...> Был разработан ряд документов в области национальной политики и на последнем заседании Совета по национальным отношениям 31.10.2016 года бывший министр по делам национальностей Вячеслав Михайлов внес предложение разработать «закон о российской нации». <...> И президент В. В. Путин поддержал эту идею, предложив параллельно доработать и многострадальную стратегию национальной политики РФ. <...> Каждое из них формулируется не произвольно, а с опорой на общепризнанное научное понимание абстрактно фиксируемого социального феномена. <...> Нет и единства мнений о способах существования и строительства «наций». <...> Как я попытаюсь показать, в настоящее время «российская нация» все еще находится в процессе формирования. <...> Для его завершения следует внести изменения в Конституцию России, основные документы национальной политики РФ и Федеральный закон «Об образовании в Российской Феде5 рации», создать федеральную программу по укреплению и распространению российской идентичности в «национальных» республиках нашей страны. <...> * * * Начать целесообразно с ответа на следующие «простые» вопросы: чем отличаются «нации» от «этносов» и как, какими способами формировались нации и национальные государства в Европе. <...> Лишь наличие собственного государства или стремление его обрести («национализм») — то, что эмпирически действительно отличает нации от этносов. <...> Из этого обстоятельства, в частности <...>