ЕЖЕВСКОГО» (ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ) История зарождения и развитие Российской педагогики Монография Автор: д. п. н. <...> В. А. Гусев История зарождения и развитие Российской педагогики: В данной монографии нами раскрыта история зарождения и развитие российской педагогики от первобытно-общинного строя до середины двадцатого века. <...> 36 ГЛАВА 4 РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА . <...> 40 ГЛАВА 5 КИЕВСКИЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ ВОСПИТАНИЯ НА РУСИ (X – XIII ВВ.) <...> . 70 ГЛАВА 7 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В . <...> ЯНКОВИЧ) И ОБЩЕСТВЕННАЯ (Н.И. НОВИКОВ) ПЕДАГОГИКА ВРЕМЕН ЕКАТЕРИНЫ II 81 8.1 Образование и педагогическая мысль России второй половины XVIII века . <...> 81 8.2 Государственная педагогика и ее представители И.И. Бецкой, Янкович-деМириво . <...> 137 ГЛАВА 12 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В РОССИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.) <...> В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. <...> Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных «домов молодежи» для детей и подростков. <...> Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. <...> По мере имущественного расслоения общины появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины (племена ацтеков, майя). <...> Таким образом, дома молодежи носили всеобщий характер, воспитание было бесклассовым, естественным и практическим, ненасильственным. <...> В целях специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться новый социальный институт – школа. <...> В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего заглянуть внутрь себя и установить гармонию в своей душе. <...> В ХI-III вв. до н.э. в школах обучались дети высокопоставленной знати в столице и менее родовитой знати в провинции. <...> Методика преподавания <...>
История_зарождения_и_развитие_Российской_педагогики.pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.А. ЕЖЕВСКОГО»
(ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ)
История зарождения и развитие Российской
педагогики
Монография
Автор: д. п. н. В. Г. Северов.
Иркутск, 2017г
Стр.1
Реценденты:
Доктор педагогических наук, профессор В. И. Кондрух,
Профессор, д.п.н. В. А. Гусев
История зарождения и развитие Российской педагогики:
В данной монографии нами раскрыта история зарождения и развитие
российской педагогики от первобытно-общинного строя до середины двадцатого
века.
Цель издания, дальнейшая популяризация творческого наследия выдающихся
педагогов, содействие широкому использованию их идей в практике
учебно-воспитательной работе в средних и высших учебных заведениях.
Рекомендовано Научно-методическим советом Иркутского государственного
аграрного университета имени А. А. Ежевского на кафедре ЭМТП,
БЖ, и ПО в качестве монографии для слушателей институтов и факультетов
повышения квалификации преподавателей, аспирантов и других профессионально-педагогических
работников.
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................ 4
ГЛАВА 1 ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ......................................... 5
ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНООБЩИННОМ ОБЩЕСТВЕ И
ДРЕВНЕМ МИРЕ .............................................................................................................. 8
ГЛАВА 3 ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В МОСКОВСКОМ И РУССКОМ
ГОСУДАРСТВЕ (XIV – XVI ВВ.) И В XVII ВЕКЕ ..................................................... 36
ГЛАВА 4 РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА ............................................................................... 40
ГЛАВА 5 КИЕВСКИЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ ВОСПИТАНИЯ НА РУСИ (X –
XIII ВВ.) ............................................................................................................................ 56
ГЛАВА 6 ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (VI – IX ВВ.) . 70
ГЛАВА 7 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЫ XVIII В ..................................................................................................... 74
ГЛАВА 8 ГОСУДАРСТВЕННАЯ (И.И. БЕЦКОЙ И Ф. ЯНКОВИЧ) И
ОБЩЕСТВЕННАЯ (Н.И. НОВИКОВ) ПЕДАГОГИКА ВРЕМЕН ЕКАТЕРИНЫ II 81
8.1 Образование и педагогическая мысль России второй половины XVIII века .. 81
8.2 Государственная педагогика и ее представители И.И. Бецкой, Янкович-деМириво
.......................................................................................................................... 86
8.3 Общественная педагогика и ее представитель Н. И. Новиков ........................ 106
ГЛАВА 9 ЛИЦЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ ............................................ 110
9.1 Из истории коммерческого образования в России и за рубежом ................... 114
ГЛАВА 10 РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ С 1917 ДО СЕРЕДИНЫ 30-Х ГГ .......................... 125
10.1 Деятельность С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко ................................................ 125
10.2 Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933 гг.) ................................... 125
10.3 Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939 гг.) ................................... 127
10.4 Станислав Теофилович Щацкий (1878 – 1934 г.) ........................................... 128
10.5 Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939 гг.) .............................................. 131
ГЛАВА 11 РУССКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ
ВВ. О СУЩНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА .............................................. 137
ГЛАВА 12 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В РОССИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО
XX ВВ.) ........................................................................................................................... 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................. 154
ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................................... 155
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
«Только история педагогики
может дать положительные
данные для самой науки
педагогики»
Л.Н. Толстой
Во все времена образование олицетворяло светлое начало в жизни общества,
определяло вектор его развития, из века в век вело человечество по
пути прогресса. И теперь, в начале двадцать первого века мы вправе утверждать,
что богатство России будет прирастать образованием народа.
Объективный, свободный от предвзятости анализ многовековой истории
развития отечественной ремесленнической и профессиональной школы, как
основа для осмысливания ее будущего, безусловно заслуживает пристального
внимания и одобрения.
Бывший министр образования Российской Федерации В. М. Филиппов
4
Стр.4