«Продолжительное функционирование системы менеджмента качества» УДК 5.018:658.5 В. Ш. Плеханов, канд. техн. наук, Ю. А. Самошкин, Е. В. Кулешова (ФБУ «НТЦ ЯРБ», Москва), Г. А. Нуждин, канд. техн. наук (ООО «КОНСЕРСИУМ», Москва, e-mail: qscb@consercium.ru), Е. И. Хунузиди, канд. техн. наук (НИТУ «МИСиС», Москва) ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК): ОСОБЕННОСТИ И РИСКИ Работам по сертификации присущ риск необъективной оценки. <...> Объективность оценки качества продукции, оценки способности поддерживать доверие потребителей производимой продукции во многом зависят от результативной системы менеджмента качества (СМК). <...> Результативная СМК, беспристрастность аудиторов и менеджеров по качеству, качество аудитов, корректность сертификационных процедур – все это вместе обеспечивает доверие к сертификации. <...> Рассмотрены несколько признаков и особенностей нерезультативной СМК. <...> Например, развитие в организации формального подхода сотрудников к менеджменту в рамках СМК может привести к значительному росту затрат на ее поддержание. <...> Также показаны преимущества процедуры проведения аудитов под наблюдением. <...> Она особенно эффективна при неоднократном применении – можно определить источники выявленных угроз и выстроить систему защитных барьеров от чрезмерного влияния личностного фактора как аудитора, так и менеджера по качеству в организации. <...> Ключевые слова: система менеджмента качества; обеспечение доверия к сертификации; орган по сертификации; результативная СМК; аудит, проводимый третьей стороной (внешний аудит); вероятность риска; беспристрастность; наблюдатель. <...> PROLONGED QMS FUNCTIONING: PECULIARITIES AND RISKS A nonobjective evaluation risk is inherent in the certification work. <...> The productive Quality Management System (QMS) has an influence on production quality assessment objectivity. <...> The productive QMS, impartiality of auditors and quality managers, quality of audits, accuracy of certification procedures – provide the trust to certification. <...> Some signs and features of not productive QMS were considered. <...> In addition it is recommended to not refuse modelling QMS after certification with objective of its improvement. <...> Keywords: Quality management <...>