ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС «СВЕТ» И «ТЕНЬ» ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ А.С. <...> МАКАРЕНКО КЛУС-СТАНЬСКА Дорота – ординарный профессор, д-р хабилитированный, Институт педагогики, кафедра по изучению детства и школы. <...> Проблема, поднимаемая статьей, касается отношения к наследию советского педагога А.С. Макаренко. <...> В силу недоступности этого наследия «непосредственному восприятию» встает вопрос о рецепции опыта Макаренко как проблема его прочтения и интерпретации. <...> Ключевые слова: педагогический дискурс, реконструктивные стратегии, голографическая реконструкция, дихотомическая реконструкция, иллюзионистская реконструкция, пространство педагогического самоопределения Для цитирования: Клус-Станьска Д., Полонников А. А. <...> «Свет» и «тень» педагогической традиции А.С. Макаренко // Высшее образование в России. <...> В декабре 2016 г. в Университете г. Гданьска (Польша) состоялась международная научная конференция на тему «В свете и тени идей Антона Макаренко». <...> Организуя это событие, его инициаторы хорошо понимали, что наследие А.С. Макаренко – создателя одного из значимых направлений педагогической мысли ХХ века, в последние годы находится в стороне от доминирующих научных и практических интересов. <...> Между тем педагогика Антона Макаренко десятки лет формировала мышление воспитателей и воспитанников, теоретиков и практиков, определяя во многом педагогический габитус стран-участниц. <...> Выбирая наследие Антона Макаренко в качестве темы конференции, её организаторы не рассчитывали достичь единогласия в трактовке этого опыта. <...> Проблема выработки отношения к любой исторической традиции и к наследию А.М. Макаренко в особенности связана с тем, что этот опыт не существует сегодня в том виде, в каком он создавался его инициаторами. <...> В результате высказывание о традиции больше говорит об идеологии её реципиента, чем об «истине» воспринимаемого опыта. <...> Областью интереса настоящей статьи в этой связи будет выступать <...>