86 Высшее образование в России • № 2, 2017 ВЗАИМНОЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ В УЧЕБНЫХ КУРСАХ ВУЗА ХАРЧЕНКО Вера Сергеевна – канд. социол. наук, доцент, директор Центра социологи ческих исследований факультета социологии. <...> В статье представлен опыт использования метода взаимного рецен зирования в обучении студентов вуза. <...> Одним из распространённых определений вза имного рецензирования является «взаимная оценка» и «оценка коллег». <...> Peer review используется в различных сферах, в том числе в образовании (особенно дистанцион ном, online). <...> На основе рецензий, подготовленных студентами после освоения курса «Социология занятости», проанализированы возможности и ограничения примене ния данного метода. <...> Позитивный эффект peer review в организации самостоятель ной работы может снижаться трудоемкостью его реализации. <...> Ключевые слова: peer review в обучении, взаимное рецензирование, самостоятель ная работа студентов, рецензия, сообучение, референтная группа Для цитирования: Харченко В.С. <...> Взаимное рецензирование в учебных курсах вуза // Высшее образование в России. <...> Взаимную оценку (peer review) исполь зуют в разных областях жизни; во всех слу чаях её основная цель – стремление сни зить субъективизм оценщика и повысить объективность итоговой оценки на основе нескольких мнений. <...> Главное преимущество взаимного рецензи рования заключается в том, что «оценка осуществляется специалистом, владеющим проблематикой исследований» [2]. <...> С наличием возможности у автора стать рецензентом появляется «взаимное рецен зирование». <...> Опыт взаимного ре цензирования как способа оценивания на коплен в столичных вузах России. <...> Так, на пример, при организации онлайнкурсов в МВШСЭН предусмотрено взаимное рецен зирование как эффективный метод для зна комства с различными точками зрения: «При прохождении отдельного курса для промежуточных заданий используется си стема оценки peertopeer, где в роли цен зора выступает каждый учащийся <...>