К ПОНИМАНИЮ ТЕХНИКИ У ЭРНСТА И ФРИДРИХА ГЕОРГА ЮНГЕРОВ А.В. <...> У стены времени Двуликий Янус техники Словосочетание «свобода техники», на первый взгляд, кажется парадоксом. <...> Кто знаком с творчеством братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров, тот знает, что в мире рабочего нет ни места, ни времени для подлинной свободы. <...> Техника позднего модерна опутывает жизненный мир сетью безжизненных автоматических устройств, подчиняет человека механической необходимости и отрицает тем самым его основную потребность в свободе. <...> Ведь для «мусического человека» и «лесного странника» (Waldgдnger) нет ничего более чуждого, чем демоническое упоение техническим активизмом. <...> Возникает вопрос: как вообще возможно сочетать два этих понятия («свобода» и «техника»), если, конечно, не допустить, что они находятся в контрадикторном отношении? <...> Высокие технологии современной цивилизации представляют серьезный вызов для единичного человека. <...> Освобождающий эффект технического прогресса очень быстро переходит в свою противоположность – эффект зависимости от техники и порождаемое им катастрофичное мышление. <...> Технические категории господствуют в жизненном мире индустриального общества. <...> Ставшая «совершенной» техника больше не создает специфические средства для устанавливаемых человеком целей. <...> Поэтому всякие попытки контролировать никем не управляемую, заряженную взрывной силой систему научно-технической цивилизации лишены смысла и ведут лишь к усугублению опасности. <...> http://www.phisci.ru ФН – 7/2013 80 Год Германии в России «Единичный человек, – пишет Эрнст Юнгер в эссе «Путь через лес» (1950), – подобен пассажиру устремляющегося вперед теплохода – назовем его „Титаником“ или „Левиафаном“. <...> Пока погода хорошая, пока открываются приятные виды, он едва ли будет осознавать ограниченность предлагаемой ему свободы. <...> Вот тогда-то не только обнаруживается обратная сторона технического комфорта, но и становится виден недостаток свободы – будь <...>