Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Человек  / №2 2017

МОРАЛЬ И МОЗГ. ИДЕАЛЬНОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ (200,00 руб.)

0   0
Первый авторРазин Александр Владимирович
Страниц14
ID601072
АннотацияРазин А.В. Мораль и мозг. Идеальное и рациональное В статье рассматриваются вопросы сознания, идеального, гипотезотворческой активности мозга. Позиция Сёрла критикуется в связи с тем, что автор, признавая субъективность сознания и нередуцируемость этого феномена к нейродинамическим взаимодействиям, в то же время не может объяснить обратного влияния сознания на регуляцию поведения, связанную с активностью мозга. Это обусловлено тем, что Сёрл не учитывает значение феноменального опыта, в котором рациональные представления эмоционально окрашены и классифицированы на более и менее значимые именно с помощью эмоций. В то же время мы показываем позитивное значение сёрлевской концепции рациональности, значение вводимых им понятий “институционального факта” и “разрыва”. Однако в отличие от Сёрла, мы считаем, что так называемый “разрыв” заполнен исторически обусловленным содержанием, связанным с устойчивыми мировоззренческими представлениями, системой общественных ценностей
Разин, А.В. МОРАЛЬ И МОЗГ. ИДЕАЛЬНОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ / А.В. Разин // Человек .— 2017 .— №2 .— С. 33-46 .— URL: https://rucont.ru/efd/601072 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИДЕАЛЬНОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ © 2017 А.В. Разин Данная статья возникла в результате осмысления позиции аме риканского философа Дж. <...> Сёрла относительно феномена со знания и проблемы морального выбора. <...> Сёрл обращается к этой теме во многих работах, этой же теме была посвящена его лекция, прочитанная в 2011 году на философском факуль тете МГУ имени М.В. Ломоносова и впоследствии опублико ванная. <...> Но фактически Сёрл критикует здесь не материализм, а бихевиоризм, пытающийся объяснить сознание через действие и поведение. <...> На самом деле материализм в его продвинутом виде никогда не отрицал субъ ективность, человеческие эмоции, переживания. <...> Вы не можете произвести ЧЕЛОВЕК 2/2017 2 “Человек” № 2 Разин Александр Владимирович— доктор философских наук, профессор, за ведующий кафедрой этики МГУ. <...> Благодаря сознанию человек может запустить процессы, про исходящие в его теле, например, может произвольно поднять руку (пример Сёрла). <...> Но как это происходит и почему вторая ре альность приобретает субъективный смысл, остается не совсем ясно. <...> В том, что некоторый нейродинамический процесс при обретает субъективный смысл, Сёрл не видит ничего особен ного. <...> В.В. Васильев называет та кую позицию некогерентной: “Некогерентность позиции Сёр ла — неприятный сюрприз для сторонников простых решений, армию которых он возглавляет. <...> Фактически это означает, что Сёрл, несмотря на то, что полагает субъективный смысл непреодолимым, все таки движется к утверждению эпифеноменализма. <...> Это позиция, согласно которой нейродинамические процессы порождают фе номен сознания в субъективном смысле, но он не оказывает ни какого обратного влияния на сами эти процессы. <...> Но ясно, что если признавать за феноменами сознания ре альную регулятивную способность, реальное влияние на пове ЧЕЛОВЕК 2/2017 дение, надо признать и обратное влияние сознания на какието мозговые процессы. <...> Это не означает, что феномены сознания, в том числе <...>