Кабылбекова, Р. Ф. Кулахметов, А. И. Надеев Рассмотрены принципы разработки на базе нечеткой логики системы управления для двухдвигательного тиристорного электропривода постоянного тока бурового агрегата. <...> Применение нечеткой логики позволяет существенно повысить адаптивные свойства систем управления, обеспечивая возможность работы с несколькими алгоритмами управления и адаптации и осуществлять их обоснованный выбор на основе текущей информации о функционирующей системе. <...> Важна также способность к обучению и корректировке знаний; при этом содержимое базы знаний нечетких систем может быть расширено и модифицировано, что обеспечивает возможность адаптации к изменениям как целей управления, так и параметров объекта управления [1]. <...> В разрабатываемой системе управления двухдвигательного тиристорного электропривода постоянного тока бурового агрегата [3] требуется поддерживать заданную частоту вращения двигателя путем управления углом отпирания тиристоров. <...> Для осуществления надежного поддержания заданной частоты вращения выбрана структура системы с двумя входными координатами. <...> Ошибка по скорости равна: e(t) = ωзад(t) – – ωвых(t), где ωзад(t) — заданная скорость; ωвых(t) — выходная скорость вращения. <...> Применительно к аппаратной реализации системы можно записать: e(t) = Uзад(t) – Uвых(t), где Uзад(t) — напряжение задатчика скорости вращения; Uвых(t) — напряжение на выходе измерителя скорости вращения двигателя (тахогенератора). <...> Учитывая параметры двигателя, в частности максимальную скорость (ωmax = 180 c–1), определим диапазон изменения входной переменной: e(t) = [–360; +360], c–1. <...> Графический интерфейс редактора функций принадлежности после задания первой входной переменной Датчики и Системы · ¹ 5.2009 37 l тока двигателя Iд будем задавать в процентах от номинального значения: 50; 80; 100 %. <...> Выходной координатой системы является приращение угла отпирания тиристоров dα относительно предыдущего значения. <...> После определения <...>