206 Комплексный урок по искусствознанию в курсе культурологии (МХК) . <...> Урок МХК на тему «Западноевропейский музыкальный театр XIX в. <...> В книге дается критический анализ тех проблем, которые волнуют педагогическую общественность страны: инноватика и профильная школа, содержание образования, соотношение воспитания, обучения и развития, образ выпускника новой российской школы, соотношение российской и зарубежной моделей образования. <...> Многолетняя работа автора в качестве руководителя научнометодической службой инновационной школы Подмосковья представлена рядом практикоориентированных материалов: программ, разработок отдельных уроков, анализа учебных пособий и разработок. <...> ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА Профильное образование: проблемы и перспективы Образование является одной из институциональных матриц государства и того или иного типа цивилизации. <...> Подобного взвешенного подхода, на наш взгляд, не наблюдается в том разделе Концепции модернизации, который посвящен профильному образованию. <...> С началом всеобщей плановой аккредитации гимназии и лицеи стали получать документ школ повышенного статуса. <...> Именно профилизация на западный манер как одна из целей и структурных элементов школы оказалась непригодной к условиям российской действительности конца XIX столетия. <...> И профилизация, в запланированной форме, станет локомотивом в движении к этому состоянию. <...> Если профилизация будет проводиться в соответствии с той концепцией, которая предложена педагогическому сообществу, то уже через 6–8 лет великое переселение народов на пространствах России приведет к необратимым катастрофическим последствиям. <...> Все они в один голос утверждали, что у них реализуется профильное образование. <...> Создается впечатление, что у части педагогического сообщества произошло расщепление сознания. <...> В начале 2000-х в выступлениях авторитетных государственных деятелей все чаще стали звучать слова о преодолении нигилизма в этой сфере <...>
Проблемы_развития_современной_школы_(Из_опыта_работы)_(2).pdf
УДК 373.55
ББК 74.24
Е30
Р е ц е н з е н т ы :
д-р пед. наук, главный редактор журнала «Педагогика» Р.С. Бозиев;
канд. пед. наук, главный редактор журнала «Учитель»
Ю.М. Новокшонов
Е30
Егоров О.Г.
Проблемы развития современной школы (из опыта работы) :
монография / О.Г. Егоров. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА,
2025. — 407 с. — ISBN 978-5-9765-1546-8. — Текст : электронный.
В книге рассматривается опыт создания современной
инновационной школы. Анализируются концепции воспитания, цели и
задачи отечественной школы. Представлены методические разработки:
программы элективных и факультативных курсов, сценарии уроков.
Один из разделов книги посвящен критике тупиковых направлений в
образовании. Главы по истории педагогической мысли освещают то
лучшее в наследии прошлого, что может быть актуализировано сегодня.
Для учителей, руководителей образовательных учреждений,
исследователей и социологов.
УДК 373.55
ББК 74.24
ISBN 978-5-9765-1546-8
© Егоров О.Г., 2019
© Издательство «ФЛИНТА», 2019
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .....................................................................................................................7
Глава 1. Интегративная школа ................................................................................10
Профильное образование: проблемы и перспективы ................................10
О теории воспитания ............................................................................................20
Два кита модернизации образования: компетентность и конкурентная
личность ..............................................................................................................31
Коммуникативная функция урока ...................................................................44
ЕГЭ и модернизация российского образования ..........................................49
Этико-эстетические идеалы православной культуры в контексте
школьного художественного образования ..............................................58
Глава 2. Опыт создания новой школы .................................................................67
Теория и практика инновационного образовательного комплекса .......67
Лекционно-семинарская система в профильной школе......................... 119
Сайт – визитная карточка школы .................................................................. 128
Глава 3. Программы и уроки ................................................................................. 134
Экранизация литературных произведений. Элективный курс
для профильной школы .............................................................................. 134
История в кино. Элективный курс ................................................................ 150
Искусство художественного слова. Факультативный курс ................. 168
Литература и театр. Спецкурс для профильной школы ........................ 180
Музыка и литература. Факультативный курс .......................................... 193
Живопись и литература. Факультативный курс ...................................... 206
Комплексный урок по искусствознанию в курсе культурологии
(МХК) ............................................................................................................... 221
Методологический семинар по искусствознанию в профильной
школе (Реализм) ........................................................................................... 228
Интегрированный кур в инновационной школе. Культурология ..... 234
Культурология. Программа для лицеев, гимназий и школ
с углубленным изучением гуманитарных предметов ...................... 245
Культура на линии фронта (советская культура в годы Великой
Отечественной войны). Интегрированный урок истории
и литературы ................................................................................................... 274
Сценарий урока по МХК .................................................................................. 284
Ролевая игра на уроке МХК. Урок МХК на тему
«Западноевропейский музыкальный театр XIX в. Дж. Верди
и Р. Вагнер» ..................................................................................................... 291
Театральные страсти начала грозного века. Урок МХК ....................... 298
5
Стр.5
Искусство русского романса. Урок МХК ................................................... 304
Глава 4. Педагогическая критика ....................................................................... 308
Об ученом незнании .................................................................................................. 308
Дилетантизм в науке. Заметки об элективном курсе «Генеалогия
и история семьи» ........................................................................................... 328
В чем же ценности национального образования? .................................... 339
Что несет с собой обновление программ по литературе.
Полемические заметки ................................................................................ 348
От какого наследия мы отказываемся в области литературного
образования? (Третья казнь Н.Г. Чернышевского) .......................... 352
«Засудит о делах, что слово – приговор» .................................................... 360
Глава 5. Из истории педагогической мысли ................................................... 368
Классическое образование в педагогической концепции
Т.Н. Грановского ........................................................................................... 368
Педагогические взгляды М.Е. Салтыкова-Щедрина .............................. 378
Наследие К.-Г. Юнга и будущее педагогики .............................................. 397
Стр.6