Почему мы делаем то, что делаем В.И. КЛИСТОРИН, доктор экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск. <...> Кратко описана история становления институтов современной науки и образования и лаги между развитием университетов, становлением современной науки и интеграцией науки и инженерии. <...> Институты задают определенную инерцию в развитии науки и образования. <...> Одновременно они могут создавать условия для положительного кадрового отбора и придания динамизма экономическому развитию. <...> Экстенсивный рост образования и науки в прошлом приводил не только к позитивным результатам. <...> Разделение высшего образования и науки в СССР вместе с идеологическим контролем, частичной изоляцией, репрессиями и кадровой политикой привело к отставанию отечественной науки и высшего образования. <...> Ключевые слова: образование, университеты, институты, открытый доступ, ограниченный доступ, культура, прогресс, деградация, инженерия, инновации Предварительные замечания и постановка проблемы Проблемы развития науки и образования в большинстве случаев разрабатывались философами, социологами и историками науки. <...> В результате создавалась совсем другая наука и резко повышалась интенсивность научного поиска. <...> Но революции Эволюция институтов науки и образования. <...> Почему мы делаем то, что делаем 173 обычно предшествует кризис «нормальной науки». <...> , пытаются построить теорию философии хозяйства, в которой продолжается традиция С. Булгакова <...> В упомянутой статье [1] была высказана гипотеза, что институты организации науки создают предпосылки для кризисов, поскольку задают определенные стандарты научной деятельности, предопределяют инерцию в развитии системы знаний. <...> Истоки этой инерции виделись в системе образования, подготовки кадров высшей квалификации и создаваемом ими феномене «нормальной науки <...>