Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Философия. Общий курс (200,00 руб.)

0   0
Первый авторГрядовой Д. И.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц464
ID352750
АннотацияДается содержательная характеристика основных разделов философского знания. Философские идеи, концепции, теории рассматриваются посредством их систематизации в наглядном и удобном для читателя виде. Учебник позволит студентам в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения философии, сосредоточить свое внимание на основных понятиях и категориях, их специфике и особенностях, сформулировать примерный план ответов на возможные экзаменационные вопросы.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник»; Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, а также для аспирантов и соискателей, изучающих дисциплину «История и философия науки».
ISBN978-5-238-02184-3
УДК1(075.8)
ББК87я73-1
Грядовой, Д.И. Философия. Общий курс : учебник / Д.И. Грядовой .— 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 464 с. — ISBN 978-5-238-02184-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/352750 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Древнеримская пословица Предисловие Учебник подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Философия» и представляет собой концептуальное изложение основ философских знаний. <...> Принятый в учебнике способ изложения традиционного материала начального курса философии полезен не только для тех студентов, которые проявляют повышенный интерес к ее изучению, но и для тех, кто объективно нуждается в ней, причем не столько в четком формальном знании философского категориального аппарата, сколько в понимании его содержания и умении применять его на практике. <...> Одна из «конструктивных» особенностей учебника заключается в том, что основной упор автор делает на развитие внутренней логики изучаемой науки посредством методики, предполагающей в своей основе наглядность, систематизацию и концептуальное изложение учебного материала. <...> Поэтому если систематизация учебного материала удачно сделана и применена, то ее методическое значение в процессе изучения философии неоспоримо, поскольку она является не только концептуальным изложением рассматриваемого вопроса, но и выполняет роль «методического ключа» в процессе изучения и понимания конкретной проблемы. <...> Цель изучения дисциплины «Философия» — формирование научного философского мировоззрения как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума, понимание характерных особенностей современного этапа развития философии, знание общих методов познания и законов развития природы, общества и мышления. <...> Именно философское мировоззрение становится той призмой, через которую преломляется вся полученная информация и оцениваются 4 Раздел I. <...> Гносеологическая и логическая функции философии состоят в том, что она показывает принципиальную возможность изучения и преобразования мира, разрабатывает законы познания и процесса <...>
Философия._Общий_курс._4-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки.pdf
УДК 1(075.8) ББК 87ÿ73-1 Ã92 Рецензенты: кафедра социальной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (зав. кафедрой доктор философских наук, профессор К.Х. Момджян) заслуженный работник высшей школы РФ, доктор философских наук, профессор В.Н. Липский заслуженный работник высшей школы РФ, доктор юридических наук, профессор В.П. Малахов Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Грядовой, Дмитрий Иосифович. Ã92 Философия. Общий курс: учебник для студентов вузов / Ä.È. Ãðÿäîâîé. — 4-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 463 ñ. 2015. ISBN 978-5-238-02184-3 Агентство CIP РГБ Дается содержательная характеристика основных разделов философского знания. Философские идеи, концепции, теории рассматриваются посредством их систематизации в наглядном и удобном для читателя виде. Учебник позволит студентам в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения философии; сосредоточить свое внимание на основных понятиях и категориях, их специфике и особенностях; сформулировать примерный план ответов на возможные экзаменационные вопросы. Для студентов высших учебных заведений, а также для аспирантов и соискателей, изучающих дисциплину «История и философия науки». ББК 87ÿ73-1 ISBN 978-5-238-02184-3 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2011 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.). Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2011
Стр.3
Оглавление Предисловие Раздел I. Введение в философию Глава 1. Предмет, структура и функции философии 1.1. Определение философии 1.2. Природа и специфика философского знания 1.3. Основные функции философии Глава 2. Философия и мировоззрение 2.1. Философия как мировоззрение 2.2. Философия в системе научного знания Глава 3. Основные исторические виды и формы философского миропонимания 3.1. Философия как теория и методология миропонимания 3.2. Метафизика и ее основные формы 3.3. Диалектика и ее основные формы Глава 4. «Основной вопрос» философии. Материализм и идеализм 4.1. Трактовка «основного вопроса» философии 4.2. Материализм и идеализм: основные виды и формы, генезис миропонимания Раздел II. История философии Предыстория философии Глава 5. Философия Древней Индии и Древнего Китая 5.1. Древнеиндийская философия 5.2. Древнекитайская философия 5.3. Основные школы китайской философии Глава 6. Философия Древней Греции и Древнего Рима 6.1. Предфилософия Эллады 6.2. Основные периоды развития и общая характеристика античной философии 6.3. Ранняя классика античной философии 6.4. Средняя и высокая классика античной философии 6.5. Философия Платона: система объективного идеализма 6.6. Учения Аристотеля 6.7. Эллинистическо-римская философия Глава 7. Христианская философия первых веков 7.1. Христианское мировосприятие и ранние христианские ереси 7.2. Ранняя христианская философия Глава 8. Философия Средних веков 8.1. Европейская средневековая философия 8.2. Схоластика 8.3. Теологическая философия 3 5 6 6 9 14 17 17 22 33 33 36 38 43 43 50 59 60 62 62 69 71 74 74 77 81 92 95 98 102 110 110 112 115 115 117 121
Стр.461
Оглавление Глава 9. Философия эпохи Возрождения 9.1. Характеристика и основные направления философии эпохи Возрождения 9.2. Основные философские направления Глава 10. Европейская философия Нового времени (XVII—XVIII ââ.) 10.1. Основные новации философии Нового времени 10.2. Английская и французская эмпирическая философия 10.3. Западноевропейская рационалистическая философия 10.4. Философско-просветительская мысль Западной Европы XVIII—XIX ââ. Глава 11. Немецкая классическая философия конца XVIII — первой половины XIX â. 11.1. Философия È. Канта 11.2. Философия È.Ã. Фихте 11.3. Философская система Ф. Шеллинга 11.4. Философия Ã.Â.Ô. Гегеля 11.5. Антропологический материализм Л. Фейербаха Глава 12. Постклассическая философия 12.1. Материализм и идеализм до постклассической философии 12.2. Общая характеристика и систематизация постклассической философии (XIX—XX ââ.) 12.3. Марксизм 12.4. Иррационализм 12.5. Западноевропейская и американская философия второй половины XIX — XX в. Глава 13. Философия XX века 13.1. Общая характеристика зарубежной философии XX века 13.2. Позитивистские и реалистические тенденции 13.3. Иррационалистические и философско-религиозные направления Глава 14. Русская философия XV—XX ââ. 14.1. Особенности русской философии и этапы ее формирования 14.2. Русская социальная философия XV—XVII ââ. 14.3. Философские и социологические идеи русских просветителей XVIII в. 14.4. Русская философия начала и середины XIX â. 14.5. Русская философия второй половины XIX — XX â. Раздел III. Метафизика. Учение об общих началах и принципах философского миропонимания Глава 15. Бытие, сущее и существующее 15.1. Метафизика и онтология 15.2. Философская проблема бытия Глава 16. Главные онтологические категории 16.1. Онтологические категории и их сущность 16.2. Основные научные принципы и законы Глава 17. Бытие как материальная реальность 17.1. Бытие и материя 17.2. Проблема материи в истории философии и науки 17.3. Философское понимание материи 17.4. Общие закономерности организации мироздания 17.5. Самоорганизация материальных систем 17.6. Движение как атрибут материи 17.7. Пространство и время как атрибут материи 461 123 123 125 131 131 133 141 148 151 152 158 160 163 174 176 176 189 195 195 198 204 214 214 216 217 219 222 231 232 232 234 244 244 249 253 253 254 258 262 264 267 268 177 178 181
Стр.462
462 Глава 18. Природа. Жизнь. Человек 18.1. Общие представления о природе 18.2. Жизнь как философская проблема 18.3. Жизнь как общенаучная проблема 18.4. Человек и биосфера 18.5. Человек как философская проблема Глава 19. Сознание как феномен человека 19.1. Проблема сознания в истории философии 19.2. Естественно-научные предпосылки сознания. Проблема «мозг и психика» 19.3. Природные основы психики: отражение 19.4. Сознание и его детерминация 19.5. Проблема сознания: онтологический и гносеологический аспекты 19.6. Сознание как форма знакового общения 19.7. Сознательное и бессознательное Раздел IV. Общая теория познания. Учения об общих началах и принципах философского познания Глава 20. Познание как предмет философского анализа 20.1. Познаваемость мира 20.2. Процесс познания 20.3. Основные формы научного знания 20.4. Категории как формы научного знания 20.5. Законы и критерии их классификации 20.6. Философские диалектические законы 20.7. Проблема определения истины Раздел V. Методология и наука Глава 21. Методология как предмет философского анализа 21.1. Методология и методы научного познания 21.2. Общелогические методы 21.3. Общенаучные методы 21.4. Методы изучения системных объектов 21.5. Диалектико-материалистическая методология Глава 22. Наука как предмет философского анализа 22.1. Наука и научная культура 22.2. Периодизация истории науки 271 271 273 275 278 280 283 283 288 290 293 299 302 304 305 306 306 307 313 316 318 320 326 331 332 332 335 339 345 347 349 349 351 22.3. Классификация наук. Основные закономерности и тенденции развития науки 353 22.4. Философия науки: предметная область 22.5. Основные идеи научного знания Раздел VI. Социальная философия Глава 23. Предмет и структура социальной философии 23.1. Предметная область социально-философского знания 23.2. Структура социально-философского знания 23.3. Традиционные и современные концепции понимания общества 23.4. Социальная система и социальная организация Глава 24. Человек в системе социального знания 24.1. Человек и социальная среда 24.2. Личность: структура, социализация, проблема свободы 358 360 365 366 366 366 373 384 389 389 391
Стр.463
Оглавление Глава 25. Экономическое бытие общества 25.1. Общественное и материальное производство 25.2. Общественные отношения Глава 26. Социальное бытие общества 26.1. Социальная структура общества. Социальная общность 26.2. Брак и семья Глава 27. Исторический процесс 27.1. Исторический процесс как объект философского исследования 27.2. Два подхода к анализу исторического процесса 27.3. Культурологический подход в понимании исторического процесса Глава 28. Социальное развитие и его субъекты 28.1. Социальные изменения и социальное развитие 28.2. Общественный прогресс и проблема его критериев 28.3. Два основных типа развития 28.4. Субъекты социального развития (народ, нации, личность) Глава 29. Духовная жизнь общества 29.1. Духовная жизнь как подсистема социума 29.2. Общественное бытие и общественное сознание Глава 30. Формы духовного освоения мира 30.1. Аксиология — учение о ценностях 30.2. Эстетическое и религиозное сознание Глава 31. Формы духовно-практического освоения социальной действительности 31.1. Моральное сознание. Этика 31.2. Правовое сознание: признаки, структура, виды 31.3. Право: признаки, функции, принципы 31.4. Развитие представлений о праве 31.5. Соотношение права и моральных норм 31.6. Политическое сознание. Политика Глава 32. Политическое бытие общества 32.1. Политическая система общества 32.2. Понятие формы государства 32.3. Правовое государство Глава 33. Культура 33.1. Культура: структурные элементы, общая характеристика, функции 33.2. Культурология и методы исследования культуры Глава 34. Перспективы современной цивилизации 34.1. Глобальные проблемы человечества и единое планетарное сознание 34.2. Глобализация в современном мире 34.3. Футурология и прогностика Библиографический список 463 394 394 396 398 398 403 405 405 408 412 413 413 415 417 419 420 420 422 428 428 430 431 431 432 432 434 435 436 438 438 439 443 447 447 449 450 450 452 453 456
Стр.464

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.