«Разработка метода оптимального проектирования замковых соединений лопаток ГТД типа «елочка»» УДК 621.452.3-226.2:519.8 А.В. Сальников (Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», e-mail: Salnikov_anton_Vlad@mail.ru) РАЗРАБОТКА МЕТОДА ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАМКОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ЛОПАТОК ГТД ТИПА «ЕЛОЧКА» Описан метод проектирования, который позволяет на каждом шаге оптимизации организовывать полноценный анализ сектора рабочего колеса турбины. <...> Поиск оптимального проекта проводится с использованием математических методов оптимизации, что гарантирует удовлетворение поставленным требованиям к прочности и минимизацию массы конструкции с заданной точностью. <...> Введение Замковое соединение типа «елочка» в основном используется в рабочих колесах турбин, которые являются одними из самых нагруженных и тяжелых частей ГТД, поэтому разработка метода, позволяющего спроектировать замковое соединение и диск турбины при минимальной массе рабочего колеса, является актуальной задачей. <...> Используемые на данный момент методы проектирования замковых соединений типа «елочка» основаны на решении ряда одномерных уравнений, полученных из условия обеспечения местных запасов прочности [1, 3]. <...> После проведения одномерного проектирования и получения искомых параметров замкового соединения необходимо провести проверку с помощью 3D-анализа напряженно-деформированного состояния (НДС) и вычислить запасы по малоцикловой усталости (МЦУ) сектора диска и лопатки с учетом контактного взаимодействия. <...> В некоторых случаях может потребоваться несколько таких итераций. <...> В данной статье описан метод проектирования замкового соединения типа «елочка» и диска турбины, основанный на оптимизации конструкции сразу в 3D-постановке. <...> Оптимизация проводится по ряду выделенных параметров и заключается в нахождении проекта минимальной массы, который удовлетворяет прочностным 42 (требования к несущей способности <...>