Электронная культура современной России: проблемы и перспективы ФН – 2/2017 «ТРЕТИЙ ПУТЬ» К ЭЛЕКТРОННОЙ КУЛЬТУРЕ А.Ю. <...> АЛЕКСЕЕВ Аннотация В статье отмечается роль электронной культуры как предмета философских исследований. <...> Интерес представляет максимальное противоречие между собственно человеческой реальностью, смыслами и значениями культуры и физической субатомной реальностью электронных технологий. <...> Феномен электронной культуры раскрывается в ряде устойчивых контекстов употребления этого словосочетания. <...> Для каждого направления рисуются перспективы ее развития в России. <...> Несмотря на значимость нового явления в мировой культуре, констатируются факты научно-организационных и образовательных проблем в развитии отечественной электронной культуры. <...> Первый путь – путь инновационного развития посредством культивирования передовых зарубежных технологий, вряд ли возможен. <...> Здесь мы апеллируем к чаадаевской концепции «российской невосприимчивости». <...> Второй – путь сохранения традиционных ценностей, невозможен из-за архаичности «традиций». <...> Ключевые слова: электронная культура, провиденциализм, комплексный тест Тьюринга, НСМИИ РАН, научно-организационные проблемы, информатизация культуры. <...> В последнее десятилетие в научном и общественном дискурсах часто употребляется термин «электронная культура» (э-культура, eCulture). <...> Это словосочетание стало применяться в официальных документах департаментов культуры развитых стран и поэтому предпочтительнее синонимов, таких как «киберкультура», «цифровая культура», «информационная культура», «семиотическая культура», «медиакультура» и пр. <...> Так, в программном документе Нидерландского совета по культуре «От информационно-коммуникационных технологий к э-культуре» (2003) прописано следующее: «Э-культура – это новая цифровая сфера социокультурной деятельности человека, новые формы выражения человека посредством электронных технологий и Интернета <...>