Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Организация и сопровождение исследовательской деятельности студентов

0   0
Первый авторДогадина Наталья Анатольевна
АвторыБуланцева Евгения Владимировна, Кузьмина Татьяна Николаевна
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц108
ID597689
АннотацияУчебно-методическое пособие содержит рекомендации и указания к организации и сопровождению исследовательской деятельности студентов очной формы обучения, при выполнении курсовых работ по дисциплинам «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Управление в социальной работе» и выпускной квалификационной работы по направлениям подготовки 39.03.02 – Социальная работа, 34.03.01 – Сестринское дело, которая является непременным условием для формирования профессиональных исследовательских компетенций и предназначена обучающимся как алгоритм для оформления результатов в соответствии с положениями кафедры и университета, соблюдая единства требований нормативно-правовых актов в сфере высшего профессионального образования, поскольку содержит теоретические, методические, оценочные и другие материалы. Издаётся впервые.
УДК378.184:001.891(075.8)
ББК74.480.46я73
Догадина, Н.А. Организация и сопровождение исследовательской деятельности студентов / Е.В. Буланцева, Т.Н. Кузьмина; Н.А. Догадина .— Владивосток : Медицина ДВ, 2016 .— 108 с. — URL: https://rucont.ru/efd/597689 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра сестринского дела и социальной работы Е.В. Буланцева, Н.А. Догадина, Т.Н. Кузьмина Организация и сопровождение исследовательской деятельности студентов Учебное электронное издание Учебное пособие Владивосток Медицина ДВ 2016 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра сестринского дела и социальной работы Е.В. Буланцева, Н.А. Догадина. <...> Т.Н. Кузьмина Организация и сопровождение исследовательской деятельности студентов Учебное электронное издание Учебное пособие Владивосток Медицина ДВ 2016 УДК 378.184:001.891(075.8) ББК 74.480.46я73 Б907 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Чернявская Валентина Станиславовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры философии и юридической психологии, директор научно-образовательного центра педагогики и психологии профессионального развития личности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (Владивосток) Кику Павел Федорович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой профилактической медицины Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета (Владивосток) Авторы: Буланцева Евгения Владимировна, преподаватель, кафедра сестринского дела и социальной работы (Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток) Догадина Наталья Анатольевна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и социальной работы (Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток) Кузьмина Татьяна <...>
Организация_и_сопровождение_исследовательской_деятельности_студентов.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Организация_и_сопровождение_исследовательской_деятельности_студентов.pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра сестринского дела и социальной работы Е.В. Буланцева, Н.А. Догадина, Т.Н. Кузьмина Организация и сопровождение исследовательской деятельности студентов Учебное электронное издание Учебное пособие Владивосток Медицина ДВ 2016
Стр.1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра сестринского дела и социальной работы Е.В. Буланцева, Н.А. Догадина. Т.Н. Кузьмина Организация и сопровождение исследовательской деятельности студентов Учебное электронное издание Учебное пособие Владивосток Медицина ДВ 2016
Стр.2
УДК 378.184:001.891(075.8) ББК 74.480.46я73 Б907 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Чернявская Валентина Станиславовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры философии и юридической психологии, директор научно-образовательного центра педагогики и психологии профессионального развития личности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (Владивосток) Кику Павел Федорович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой профилактической медицины Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета (Владивосток) Авторы: Буланцева Евгения Владимировна, преподаватель, кафедра сестринского дела и социальной работы (Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток) Догадина Наталья Анатольевна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и социальной работы (Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток) Кузьмина Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры сестринского дела и социальной работы (Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток) Буланцева Е.В., Догадина Н.А., Кузьмина Т.Н. Организация и сопровождение исследовательской деятельности студентов [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Тихоокеанский государственный медицинский университет. – Электрон. дан. – Владивосток : Медицина ДВ, 2016. – [107 с.]. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см. – Системные требования: ПК процессором с частотой 1,3 ГГц Intel или AMD ; 256 Mб ОЗУ ; Windows XP ; CD-ROM -дисковод ; мышь ; Acrobat Reader, Foxit Reader либо любой другой их аналог. ISBN 978-5-98301-090-1 Учебно-методическое пособие содержит рекомендации и указания к организации и сопровождению исследовательской деятельности студентов очной формы обучения, при выполнении курсовых работ по дисциплинам «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Управление в социальной работе» и выпускной квалификационной работы по направлениям подготовки 39.03.02 – Социальная работа, 34.03.01 – Сестринское дело, которая является непременным условием для формирования профессиональных исследовательских компетенций и предназначена обучающимся как алгоритм для оформления результатов в соответствии с положениями кафедры и Университета, соблюдая единства требований нормативно-правовых актов в сфере высшего профессионального образования, поскольку содержит теоретические, методические, оценочные и другие материалы. Издаётся впервые. ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России 690600, Владивосток, пр. Острякова, 2 Издательство «Медицина ДВ» 690600, г. Владивосток, пр. Острякова, 4 Изготовитель CD-ROM типография Дирекции публикационной деятельности ДВФУ 690950, Владивосток, ул. Пушкинская, 10 ISBN 978-5-98301-090-1 Издание подготовлено редакционно-издательским отделом ТГМУ Научный редактор В.М. Черток Верстка Т.Л. Пинчук Опубликовано 28.10.2016. Формат PDF, объем 1,0 МБ [Усл. печ. л. 13,4], тираж 100. © Буланцева Е.В., Догадина Н.А., Кузьмина Т.Н., 2016 © Медицина ДВ, 2016
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Изменения в социально-политической сфере предъявляют новые требования к системе образования, отражающиеся в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Так, например, к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) теперь относят: – предметные знания и умения; – компетентности; – личностное развитие. Процесс освоения образовательных программ теперь предполагает: – включение в деятельность; – индивидуализацию (накопление опыта, осознание, использование); – разработку и презентацию продукта. Организация условий предполагает: – вариативность, доступность, оптимизацию, открытость; – учет интересов и заказов разных субъектов среды; – взаимодействие в среде. Все эти требования вынуждают перестраивать образовательный процесс на всех уровнях – стратегирование, организационная структура, система управления, персонал, навыки, стиль коммуникации и управления, а именно: 1. Обеспечение постановки стратегических целей образовательного учреждения в соответствии с индивидуальными целями обучающегося, с учетом запросов и особенностей социальной среды, в которой выпускник будет действовать. 2. Обеспечение специальных позиций и структурных подразделений, решающих задачу насыщения образовательной среды ресурсами и обеспечения планирования, контроля, учета, координации действий всех 3
Стр.4
позиционеров для реализации индивидуальных запросов и маршрутов. 3. Пересмотр базовых систем: систем планирования, учета, контроля, распределения ресурсов, принятия управленческих решений, мониторинга результативности т.д. и введение систем формирования и учета образовательного заказа, координации групп разработчиков условий и средств индивидуализации, системы координации и коммуникации с внешними партнёрами для реализации ИОП, организационно-технологическое обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов, в т.ч. с помощью информационных технологических решений, системы получения обратной связи от потребителей и т.д. 4. Дифференциация состава персонала с учетом внутренних и внешних ресурсов для обеспечения индивидуальных запросов и маршрутов: появление позиций тьютора, менеджера, эксперта, организатора, аналитика и т.д., причем субъектом деятельности с усилением качества индивидуализации становится не отдельный педагог-тьютор, а команда образовательной программы, команда проектировщиков образовательной среды. 5. Развитие навыков персонала для обеспечения индивидуализации (в частности, для решения такой комплексной, многофакторной задачи необходимы компетенции коллегиального проектирования, координации, рефлексии и т.д.). Для каждой функциональной позиции, задействованной в обеспечении условий индивидуализации, необходимо освоение технологий компетентностного/деятельностного образования и компетенций. 6. Формирование стиля коммуникаций и корпоративной культуры учреждения в соответствии с целевыми и ценностными установками – индивидуализацией, а значит – поддержка инициатив всех субъектов образования, взаимодействие и согласование как основа организационной культуры и стиля управления. 4
Стр.5
Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа от 08.12.2009 № 709 вуз обязан: – создать социокультурную среду и условия, необходимые для всестороннего развития личности; – способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ; – обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. Мы считаем, что реализация всех этих требований становится возможной, если при реализации ООП как системообразующая, синергийная идея положены антропологический и компетентностный подходы, в частности, при организации и сопровождении исследовательской деятельности студентов. Научно-исследовательская работа входит в один из структурных учебных циклов и непосредственно связана с учебной и производственной практикой. По ФГОС при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность: – изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, отражающую достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; – участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок; – осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию); – принимать участие в испытаниях опытных образцов проектируемых изделий; – составлять отчеты по теме или ее разделу (этапу, заданию); 5
Стр.6
– выступать с докладами на конференциях, «круглых столах». Кроме того, внеаудиторная работа студентов должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение; каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы; должна быть предоставлена возможность оценивать содержание, организацию и качество учебного процесса в целом, а также работу отдельных преподавателей. Данное пособие направлено на обеспечение этих и других требований и является методическим инструментом при организации и сопровождении исследовательской деятельности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа». 6
Стр.7
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 1.1. Общие положения Организация и сопровождение исследовательской деятельности студентов включает в себя рад этапов: 1. Распределение кафедрой научного руководства согласно утвержденной на данный учебный год нагрузки преподавателей. 2. Представление научных руководителей, тематика и области научных проблем. 3. Выбор студентом научного руководителя и согласование с ним области исследования. 4. Выбор и назначение научного консультанта в случае необходимости (специфика направления, области исследования и др.). Научный консультант, в отличие от научного руководителя – независимый профессионал, оказывающий консультационные услуги в области выбранной темы. 5. Формулировка темы исследования студентом совместно с научным руководителем, возможно собственной или из числа разработанных кафедрой (см. Приложение 1). 6. Обсуждение и утверждение темы на заседании кафедры. 7. Утверждение темы на Ученом совете. 8. Окончательное утверждение темы приказом по Университету. 9. Ознакомление студентов с рекомендациями и требованиями кафедры к реализации исследовательской деятельности, фиксация достигнутых договоренностей в индивидуальном плане исследовательской деятельности студента (ИПИДС). 7
Стр.8
10. Организация преподавателями и сотрудниками кафедры условий, содействующих реализации студентом исследовательской деятельности, ее сопровождение назначенными субъектами. 11. Организация преподавателями и сотрудниками кафедры рефлексии студентов способов и результатов их исследовательской деятельности. 12. Оформление результатов исследовательской деятельности студентов и их защита. Сопровождение исследовательской деятельности осуществляется поэтапно, в период с сентября по апрель, для этого кафедрой назначается академический тьютор, который осуществляет координацию между всеми субъектами образовательного процесса, а именно: студентом, научным руководителем, научным консультантом; преподавателями дисциплин, отделом практики, работодателями и др. Академический тьютор назначается кафедрой из числа преподавателей, имеющих специальную подготовку в области тьюторских практик и индивидуализации (диплом/удостоверение ПК/сертификат ПК и другое). Тьютор может одновременно сопровождать не более 10 студентов. 1.2. Исследовательская деятельность студентов Наука – общекультурная ценность и является элементом мировой культуры. Ценности науки, являясь независимыми от возрастных, личностных, национальных или конфессиональных особенностей, основываются на единых принципах и алгоритмах научной традиции, ориентирующейся на максимально объективные представления человека о мире, себе и себе в мире, подтверждаемые на опыте. Научное мышление отличается от обыденного сознания методом организации своей работы, ее упорядоченностью и целенаправленностью. Исследовательская деятельность – неотъемлемая часть учебного процесса в высшем учебном заведении. В процессе 8
Стр.9
такой деятельности студент под руководством ученого, начиная с 1 курса, осваивает научные знания и способы их добывания; развивает профессиональные навыки по организации, планированию, проведению и оформлению исследований; выстраивает самостоятельный путь по проектированию и написанию исследовательской работы. Исследовательская деятельность предполагает выполнение студентами учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира. При реализации исследовательской деятельности происходит выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих вариативность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; развитие навыка формирования гипотез, их адекватное формулирование; развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); работа с первоисточниками; развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной. В системе высшего профессионального образования можно выделить две основные функции исследовательской деятельности: 1. Повышение культуры профессиональной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования; развитие интеллектуального, креативного потенциала и профессионального мастерства студентов. 2. Приобщение студентов к научным исследованиям, формирование научно-исследовательской компетентности для дальнейшей эффективной профессиональной деятельности и возможности профессионального развития. Необходимо различать учебное и научное исследование. Это возможно, если рассмотреть главную цель исследовательской деятельности с функциональной точки зрения. 9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.