ббк 83.3(Рос=Рус)1
Г 77
Дорогие коллеги – библиотекари, учителя,
руководители детского чтения!
мы продолжаем издавать наши выпуски серии 2 приложения к «ШБ», действуя, возможно, воруководитель
проекта и отв. редактор серии: коршунова л.е.
авторы-составители:
– текстовой части: андреева М.с., короткова М.П.;
– листов: коршунова л.е.
Гранин Даниил александрович [Изоматериалы; текст] / автсост.: Андреева М.С., Коротко
ва М.П.; листы: Л.Е. Коршунова; руководитель и отв. редактор серии Л.Е. Коршунова. – М.: Русская
школьная библиотечная ассоциация, 2018. – 8 л. цв. ил. + 24 с. – (Профессиональная библиотека
школьного библиотекаря. Сер. 2. Выставка в школьной библиотеке; Вып. 12. 2018). – Приложение
к журналу «Школьная библиотека».
Дорогие коллеги!
Темы произведений Даниила Александровича Гранина – жизнь ученыхисследователей,
война, литературное творчество. И везде его остро интересуют проблемы добра и зла, та
ланта и «теплого места».
Лучшие его герои, такие, как Сергей Крылов из романа «Иду на грозу», – талантли
вы, прямодушны и честны, и им совершенно чужд «примазин» (так иронизирует автор) –
«принцип материальной заинтересованности». Решить «коренные вопросы мироздания» –
вот амбициозная задача, которую ставят перед собой молодые ученые тех, «оттепельных»
лет. И это точно передает общий настрой времени. Гранин ярко и молодо остроумен, выска
зывания, вложенные им в уста его персонажей, часто эксцентричны и забавны. И это тоже
придает занимательности чтению.
Рядом с возвышенными формулами речи – «Галактика неслась сквозь бесконечность,
имеющую кривизну, сжималась и вновь расширялась пульсирующая Вселенная» – мы уви
дим парадоксальное высказывание об ученом Голицыне: «Он обладал широтой, но ему не
хватало глубины, которая требует узости». Или: «… в Сибири говорят, что, если надо уз
нать, не протух ли окорок, не обязательно есть его целиком».
«Блокадная книга», написанная Даниилом Граниным вместе с Алесем Адамо́вичем, –
преки обстоятельствам, при которых все меньше и меньше финансирования идет на комплектование
библиотек и, в частности, наших школьных библиотек.
Почему мы полагаем, что печатные издания нужны? нам кажется это очевидным. Библиотекарю,
издавна «единому в 10-ти лицах», приходится быть и комплектатором, и каталогизатором, и хранителем
фонда, и массовиком, и сценаристом, и режиссером, и костюмером – вы, дорогие друзья, дополните
список… а предлагаемые варианты изобразительного ряда и текстовая часть наших изданий
помогут практикам в организации массовых мероприятий, просто при проведении 40-минутного библиотечного
или бинарного урока и при оформлении книжной выставки.
талант нам Феб дает, а вкус дает ученье.
что просвещает ум? питает душу? – чтенье.
(Из стихотв. А.С. Пушкина «К В.А. Жуковскому»)
«напитать» души детей красотой, разумом и добром – такую высокую цель ставило просвещенное
человечество с давних времен. и мы стараемся следовать лучшим просветительским традициям,
потому что сейчас вершить позитивную, основанную на добре и разуме историю мира может только
человек читающий. чтение хороших, «нужных» (по в.с. высоцкому) книг – конечно, не самоцель.
Это единственный правильный путь к познанию всего лучшего, что накоплено человечеством.
С пожеланиями счастья, Л.Е. Коршунова
документ высокого напряжения, одна из книг, к которым будут всегда обращаться потомки,
чтобы не забыть ужасов Великой Отечественной войны, Ленинградской блокады.
В текстовой части нашего издания мы предлагаем разнообразные материалы к 100ле
тию Даниила Александровича Гранина.
Здоровья и радости, приятного чтения и плодотворной работы вам, дорогие коллеги!
Библиотечные уроки в МОБУ Новобурейской СОШ № 3, Амурская область
Л.Е. Коршунова, руководитель и отв. редактор серии
серия выпускается с 2003 г. использование контента и макета – только
с письменного разрешения владельца (Ршба)
Из письма библиотекаря: «спасибо вам за очень полезные выставки. я всегда пользуюсь ими в своей
© Русская школьная библиотечная ассоциация, 2018
© андреева М.с., короткова М.П., коршунова л.е., 2018
работе. вот одно из мероприятий, посвящённое корнею чуковскому. Провела и библиотечные уроки
«наш любимый маршак» во 2-м и 3-м классах. Дети очень довольны. такие выставки помогают нам,
библиотекарям, в нашей работе, и детям очень интересно и познавательно. всего вам доброго.
О.П. Поздняк,
педагог-библиотекарь МОБУ Новобурейской СОШ №3 Амурская область.
Стр.2
Ленинград:
детство и юность
Даниил александрович Герман (впоТенишевское
училище
следствии – Гранин) родился 1 января
1919 года в посёлке Волынка рыльского
района Курской губернии в семье александра
Даниловича Германа, приказчика
по лесной части, и анны Захарьевны,
домохозяйки. О своих родителях Гранин
писал в «автобиографии»: «Они очень
любили друг друга, отец мой и мать. Она
была совсем молоденькой, …у неё был хороший
голос, всё детство прошло под её
песни…». Потом семья перебралась в Петроградскую
губернию, где отец работал
десятником по лесозаготовкам при гороткомхозе1
.
Когда Даниил стал школьником,
он с матерью переехал в Ленинград. Отец в начале 1930-х годов был выслан в Сибирь как «лишенец»
(лишённый избирательных прав).
Школа, где учился Даниил, была известна высоким уровнем преподавания. «В школе на Моховой
оставалось ещё несколько преподавателей бывшего здесь до революции Тенишевского училища
– одной из лучших русских гимназий. В кабинете физики мы пользовались приборами времен
Сименса-Гальске2 на толстых эбонитовых панелях с массивными латунными контактами. …ДлинУ
учительницы литературы не было никаких аппаратов, ничего, кроме стихов и убеждённости,
что литература – главный для нас предмет. …Она организовала литературный кружок, и большая
часть класса стала сочинять стихи» (Д.а. Гранин. «автобиография»)
В 1936 году, после окончания школы, Даниил полгода работал шофёром, затем учился в Ленинградском
электротехническом институте им. Ульянова-Ленина, с 4-го курса – в Ленинградском
индустриальном институте (теперь – Ленинградский политехнический). «…Я мечтал стать великим
учёным и читал биографии араго, Ломоносова, ампера, Фарадея, Пастера, Кеплера». и в то
же время, на пятом курсе института, он, по его словам, «вдруг» и «ни с того ни с сего» начал писать
историческую повесть о Ярославе Домбровском.
«Писатель казался мне человеком необычным, удивительным не только своей способностью
создавать образы живых, осязаемых людей, но и своим могуществом: он всё может, значит, за всё
в ответе, он проникает в душу людей и выражает душу времени. исторические романисты – это,
конечно, очень интересно, но это не то. Вот те, кто пишет о моих сверстниках, о том, что творится
вокруг нас, – вот с таким писателем мечталось встретиться. Такие люди, казалось нам, владели
всеми тайнами грядущего». (Д.а. Гранин. «Современность. О литературе»). Первые рассказы
«Возвращение рульяка» и «родина» (о Парижской коммуне) были опубликованы в 1937 году в журнале
«резец». Сам Гранин3
№ 1) – о молодом учёном. Эта тема стала для его творчества определяющей на многие годы.
1
Гороткомхоз – сложносокращ.: Городской отдел коммунального хозяйства.
2 Известная еще в XIX веке немецкая фирма Siemens & Halske (названа по фамилиям ее основателей: немецкого
Тогда писатель Юрий Герман и новый автор Даниил Герман решили, что Даниил возьмет себе псевдоним. Так
2
инженера Вернера Сименса и Иоганна Хальске) занималась производством электротехнического оборудования и др.
3
Даниил Герман стал Граниным.
ный преподавательский стол был как сцена, где разыгрывалась феерия с участием луча света, разложенного
призмами, электростатических машин, разрядов, вакуумных насосов.
считает первым удавшимся рассказом «Вариант второй» (Звезда. 1949.
Стр.4