Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Актуальные проблемы высшего музыкального образования  / №1(43) 2017

ВОСТОЧНО-ЗАПАДНЫЙ СИНТЕЗ В ТВОРЧЕСТВЕ ТОРУ ТАКЭМИЦУ (100,00 руб.)

0   0
Первый авторАкопян
Страниц8
ID595436
АннотацияНа примере нескольких партитур Тору Такэмицу (1930–1996) рассматриваются особенности соединения «восточного» и «западного» элементов в творчестве этого самого выдающегося японского композитора XX века. В случае Такэмицу суть «восточно-западного» синтеза заключается не в адаптации «восточного» тематизма к «западным» формам художественного высказывания (этот путь наиболее обычен для композиторов «незападного» происхождения, но, как сам Такэмицу наглядно показал в «Ноябрьских шагах» для двух японских инструментов и симфонического оркестра, такой подход ему не близок), а в опоре на наиболее общие эстетические принципы, присущие «Востоку», но не чуждые и «Западу», и в тенденции к их чуть более интенсивному воплощению, чем это привычно для западной традиции
УДК78.071.1
Акопян, Л.О. ВОСТОЧНО-ЗАПАДНЫЙ СИНТЕЗ В ТВОРЧЕСТВЕ ТОРУ ТАКЭМИЦУ / Л.О. Акопян // Актуальные проблемы высшего музыкального образования .— 2017 .— №1(43) .— С. 32-39 .— URL: https://rucont.ru/efd/595436 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Актуальные проблемы высшего музыкального образования © Акопян Л. О., 2017 УДК 78.071.1 ВОСТОЧНО-ЗАПАДНЫЙ СИНТЕЗ В ТВОРЧЕСТВЕ ТОРУ ТАКЭМИЦУ На примере нескольких партитур Тору Такэмицу (1930–1996) рассматриваются особенности соединения «восточного» и «западного» элементов в творчестве этого самого выдающегося японского композитора XX века. <...> В случае Такэмицу суть «восточно-западного» синтеза заключается не в адаптации «восточного» тематизма к «западным» формам художественного высказывания (этот путь наиболее обычен для композиторов «незападного» происхождения, но, как сам Такэмицу наглядно показал в «Ноябрьских шагах» для двух японских инструментов и симфонического оркестра, такой подход ему не близок), а в опоре на наиболее общие эстетические принципы, присущие «Востоку», но не чуждые и «Западу», и в тенденции к их чуть более интенсивному воплощению, чем это привычно для западной традиции. <...> Ключевые слова: Такэмицу, Хаясака, «Реквием» для струнных, «Ноябрьские шаги», бива, сякухати, гагаку, «В осеннем саду», оркестровый пейзаж, «Стая опускается в пятиугольный сад» Тору Такэмицу (1930–1996) — первый японский (и, шире, восточноазиатский) композитор, достигший мировой известности. <...> Попробуем разобраться, о каких именно аспектах идет речь в случае Такэмицу, и каким образом он осуществляет их соединение. <...> Первая же 31 услышанная им запись — французская песня Parlez-moi de l’amour («Говорите со мной о любви»)2 — произвела на него незабываемое впечатление: «я был потрясен и впервые внезапно осознал, насколько великолепна западная музыка» [8, p. <...> Много позднее, в 1989 году, к двухсотлетию Великой французской революции, Такэмицу сочинил альтовый концерт «Струна вокруг осени» (A String around Autumn) и посвятил его «народу Франции, в особенности Дебюсси и Мессиану»; музыка концерта насыщена аллюзиями на стиль обоих композиторов, а в созданной два года спустя «Цитате из сновидения» (Quotation of Dream) для двух фортепиано и оркестра обильно <...>