Актуальные проблемы высшего музыкального образования © Пилипенко Н. В., 2016 УДК 782 НЕУДАЧИ ФРАНЦА ШУБЕРТА НА ОПЕРНОМ ПОПРИЩЕ: СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ? <...> Малый прижизненный успех и последующая печальная судьба оперного наследия композитора обусловлены не столько особенностями его дарования, сколько общим положением и условиями функционирования венского музыкального театра той эпохи. <...> Ключевые слова: Франц Шуберт, опера, венский музыкальный театр Мы хорошо знаем сегодня Шуберта как песенного композитора, автора фортепианных сочинений, симфоний и месс. <...> Сам композитор рассматривал оперу как одну из магистральных линий своей творческой карьеры: его упорное обращение к жанрам музыкального театра (даже в конце жизни, когда надежд на постановку в Вене уже не оставалось) говорит само за себя. <...> И хотя несколько сочинений Шуберта все же увидели сцену, в целом его театральная карьера со стороны выглядит как последовательная цепь неудач, перемежающихся редкими подарками судьбы в виде заказов на оперу или музыку к спектаклю. <...> Впрочем, и после смерти композитора его оперное наследие по-прежнему остается недостаточно востребованным. <...> Одной из причин еще при жизни Шуберта считался недостаток или даже полное отсутствие у него драматического дарования. <...> До начала 1960-х годов большинство шубертоведов констатировали у Шуберта недостаток таланта к претворению драматических ситуаций на сцене и к длительному драматическому развитию. <...> Особенно удивительным этот факт казался на фоне песенного творчества композитора: «Кто станет отрицать, что в "Лесном царе", "Двойнике", "Карлике" и многих других подобных песнях Шуберта бьется гораздо больше "драматической" жизни, чем во всей опере "Альфонсо и Эстрелла"? <...> «В то время как Шуберт в области инструментальной музыки и песен сотворил 15 много нового непреходящей ценности, как драматург он не продвинулся по пути дальше общепринятого и поэтому был способен в этой области <...>