ЖАМАНШИНИТЫ © 2017 г. Т. А. Горностаева*, А. В. Мохов, П. М. Карташов, О. А. Богатиков Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН Старомонетный пер., 35, Москва, 119017, Россия *e-mail: avm8okhov@gmail.com Поступила в редакцию 14.03.2016 г. При СЭМ и ПЭМ изучении проб жаманшинитов среди преобладающего по объему расплавного стекла были обнаружены конденсатные стекла двух типов: высококремниевые, близкие к конденсатам иргизитового типа, и умеренно кремниевые высоконатриевые, отлагавшиеся в порах жаманшинитов. <...> Для последних характерна глобулярная морфология, сочетающаяся с высоким содержанием летучих элементов и наличием включений размером в первые сотни нанометров. <...> Перечисленные отличия конденсатных стекол жаманшинитового типа от конденсатов иргизитового типа обусловлены более медленным их остыванием и закрытостью системы порового пространства. <...> Для сравнения приводятся результаты изучения расплавных стекол разных цветовых групп из этих же проб. <...> Вместе с тем показана их негомогенность на уровне ПЭМ. <...> Кратер Жаманшин является хорошим объектом для изучения импактных процессов, так как в пределах его границ найдены и тектитоподобные стекла (иргизиты) и импактные расплавные стекла (жаманшиниты), названные так их первооткрывателем П.В. Флоренским по месту находки (Флоренский, 1975, 1977; Флоренский, Дабижа, 1980). <...> С тех пор традиционно импактные стекла кратера Жаманшин делятся на эти две группы (Флоренский, Дабижа, 1980; Masaitis, 1999; Фельдман, Сазонова, 1993; Koeberl, Frederiksson, 1986). <...> В первой статье (Горностаева и др., 2015), посвященной изучению иргизитов кратера Жаманшин высоколокальными методами электронной микроскопии, нами была описана находка в них конденсатного стекла, сформировавшегося из импактного газово-плазменного облака. <...> Ранее в природных объектах конденсатное стекло диагностировалось лишь в пробах лунного грунта (Keller, McKay, 1992; Christoffersen et al., 1996; Горностаева и др., 2014; Мохов и др., 2014). <...> Его образование <...>