52–63 ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ1 © 2017 г. О. В. Щербакова*, О. Н. Тиходеев** * Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: o.shcherbakova@spbu.ru ** Кандидат биологических наук, доцент кафедры генетики и биотехнологии, биологический факультет; доцент кафедры проблем конвергенции гуманитарных и естественных наук, факультет свободных искусств и наук; Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: o.tihodeev@spbu.ru Представлен информационно-аналитический обзор исследований, посвященных оценке роли общей и индивидуальной среды в развитии различных психологических признаков. <...> Для признаков, развитие которых во многом зависит от особенностей речевого окружения (вербальные способности, показатели уровня развития навыков чтения и интеллект), роль общей среды сравнима с ролью индивидуальной, а в некоторых случаях даже ее превосходит. <...> Однако для остальных исследованных психологических признаков (экстраверсия, нейротизм, импульсивность, склонность к поиску новизны, просоциальное и альтруистическое поведение, позитивная эмоциональность, лживость, депрессия, склонность к избеганию нанесения вреда, агрессия, антисоциальное и девиантное поведение, тревожность, проблемы экстернализационного и интернализационного типа, гиперактивность и дефицит внимания, профессиональные интересы, скорость и точность восприятия, память, пространственные и математические способности) индивидуальная среда оказалась намного важнее, чем общая. <...> Несмотря на столь значимый вклад индивидуальной среды, до сих пор остается неясным, какие именно факторы лежат в ее основе. <...> Проведенный анализ позволяет предположить, что индивидуальная среда слагается из двух компонентов: индивидуальной внешней среды, которая представляет <...>