Социология образования © 2017 г. В.А. ИЛЬИН, Г.В. ЛЕОНИДОВА, М.А. ГОЛОВЧИН РОССИЙСКИЙ УЧИТЕЛЬ В РЕФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ: ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНА ИЛЬИН Владимир Александрович – доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, научный руководитель Института социально-экономического развития территорий (ilin@ vscc.ac.ru); ЛЕОНИДОВА Галина Валентиновна – кандидат экономических наук, доцент, заведующая лабораторией исследования проблем развития трудового потенциала того же института (galinaleonidova@mail.ru); ГОЛОВЧИН Максим Александрович – кандидат экономических наук, научный сотрудник того же института (mag82@mail.ru). <...> В процессе приспособления к ним происходит смена ценностных парадигм, отношения к специфическим общественным группам (среди них: врачи, педагоги и т.д.) <...> . В статье на примере Вологодской области анализируются изменения в положении социально-профессиональной группы учителей в период образовательных реформ. <...> Информационной основой для выводов послужили результаты опросов, которые были проведены среди работников школ области в 2011–2015 гг. <...> Авторы останавливаются на положительных трендах в социальном самочувствии преподавателей, выделяют ряд кризисных моментов, несущих угрозу развитию региональной и национальной сферы образования. <...> Учительство рассматривается как базис формирования гражданского общества. <...> Ключевые слова: общество • кризис • образование • реформа • учитель • регион • запас терпения Контекстом развития современного российского государства можно назвать повышенный динамизм социальных событий, процесс постоянных перемен в экономической, политической и общественной жизни. <...> Этот процесс не является безболезненным, так как затрагивает базисные, основополагающие ценности, установки, жизненные ориентиры – “первоосновы социальной организации жизни людей”, что приводит к усугублению внутри- и межличностного конфликта, своеобразной “ценностной ломке” [Касумова, 2013: 170 <...>