49–54 ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ (ПСИХИЧЕСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА УДК 575.22 ПОЛИМОРФИЗМЫ ГЕНОВ, СВЯЗАННЫХ СО СНОМ ИКОГНИТИВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ, И ИХ АССОЦИАЦИЯ С АВАРИЙНОСТЬЮ У РАБОТАЮЩИХ ПОСМЕННО ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ © 2017 г. В. <...> Дементиенко5 1ФГБУН Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Москва, Россия 2ФГБОУ ВО “Государственный институт русского языка им. <...> В.А. Котельникова РАН, Москва, Россия *e-mail: vbdorokhov@mail.ru Поступила в редакцию 31.08.2016 г. Принята к печати 27.10.2016 г. Целью настоящей работы являлось исследование ряда однонуклеотидных полиморфизмов генов и их связи с аварийностью у водителей автобусов. <...> В исследовании участвовали 299 работающих по скользящему графику профессиональных водителей, для которых имелась статистика аварийности. <...> В исследовании получены значимые ассоциации параметров аварийности с полиморфизмами в генах CLOCK, NPSR1 и SLC6A3. <...> Мы предполагаем, что они обусловлены различиями в хронотипе и устойчивости к нарушению режима сна для гена CLOCK и в когнитивном и эмоциональном контроле для генов NPSR1 и SLC6A3. <...> Для обеспечения безопасного вождения необходима постоянная активность внимания, вовлечение памяти, готовность к быстрой реакции и эффективное определение возможной опасности. <...> Общественный транспорт курсирует по маршрутам с раннего утра и до позднего вечера, а значит, профессиональные водители должны работать посменно. <...> Замедление скорости реакции, когнитивные затруднения, снижение уровня бодрствования и сонливость могут повлиять на качество вождения и сделать вклад в повыше4 49 ние риска совершения дорожно-транспортного происшествия (ДТП) [Wagstaff, Sigstad Lie, 2011]. <...> Качество вождения и риск попадания в ДТП зависят от множества внутренних и внешних факторов. <...> Среди них можно выделить стабильные психофизиологические характеристики, важные практически для любой профессиональной деятельности: хронотип (предпочтительный ритм сна и бодрствования), контроль внимания, сенсорной <...>