“ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОПРОС” В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (1820–1850е годы) © 2017 Н.О. Шашкова Шашкова Наталья Олеговна— старший научный сотрудникхрани тель, ГБУК “Госу дарственный музей А.С. Пушкина”. <...> Он доказывал, что бедность России происхо дит не только от неправильного распределения поземельной соб ственности и ложного направления, но что этому содействовали в последнее время ненормально привитая России внешняя цивили зация, в особенности пути сообщения, железные дороги, повлек шие за собою централизацию в городах, развитие роскоши и вследствие того, в ущерб земледелию, развитие фабричной про мышленности, кредита и его спутника; биржевой игры. <...> Ему ка залось, что при нормальном развитии богатства в государстве все эти явления наступают, только когда на земледелие положен уже значительный труд, когда оно стало в правильные, по край ней мере, в определенные условия; что богатство страны должно расти равномерно и в особенности так, чтобы другие отрасли бо гатства не опережали земледелия; что сообразно с известным со стоянием земледелия должны быть соответствующие ему и пути сообщения, и что при нашем неправильном пользовании землей железные дороги, вызванные не экономическою, но политическою необходимостью, были преждевременны и, вместо содействия земледелию, которого ожидали от них, опередив земледелие и вы звав развитие промышленности и кредита, остановили его, и что потому, так же как одностороннее и преждевременное развитие органа в животном помешало бы его общему развитию, так для общего развития богатства в России кредит, пути сообщения, усиление фабричной деятельности, несомненно необходимые в Ев ропе, где они своевременны, у нас только сделали вред, отстранив главный очередной вопрос устройства земледелия. <...> Значительное число новых научных работ посвящено периоду, когда велось активное строительство же лезных дорог — с 1860х годов и далее. <...> Хорошо описано соору <...>