Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Этнографическое обозрение  / №1 2017

“…НЕ ИМЕЮЩИЕ НИ ХЛЕБОПАШЕСТВА, НИ СКОТОВОДСТВА, НИ ОЛЕНЕЙ, А ТОЛЬКО ОДНУ ЛИШЬ РЕЧКУ ЭТУ”: ПАТЕРНАЛИЗМ И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА В СЕВЕРОВОСТОЧНОМ ПРИБАЙКАЛЬЕ (200,00 руб.)

0   0
Первый авторСирина
АвторыДавыдов В.Н.
Страниц16
ID590893
АннотацияВ статье рассматриваются особенности государственного патернализма в реалиях развития капиталистических отношений в Северо-Восточном Прибайкалье в конце XIX – начале XX в. В центре исследования находится аренда земли, фактически принадлежавшей государственной казне, правами владения/пользования на которую были, однако, наделены бродячие тунгусы. Аренда была формой и источником формирования и рыночных, и патерналистских отношений. Рассматривается практика таких отношений, не прописанная в законодательстве и принимающая формы “дикого рынка” и локализованных форм суверенитета, предоставляющих возможности “социального лифта” и “игры на патернализме”, т.е. использования ресурсов государства участниками экономических отношений
Сирина, А.А. “…НЕ ИМЕЮЩИЕ НИ ХЛЕБОПАШЕСТВА, НИ СКОТОВОДСТВА, НИ ОЛЕНЕЙ, А ТОЛЬКО ОДНУ ЛИШЬ РЕЧКУ ЭТУ”: ПАТЕРНАЛИЗМ И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА В СЕВЕРОВОСТОЧНОМ ПРИБАЙКАЛЬЕ / А.А. Сирина, В.Н. Давыдов // Этнографическое обозрение .— 2017 .— №1 .— С. 72-87 .— URL: https://rucont.ru/efd/590893 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЭО, 2017 г., № 1 © А. А. Сирина, В. Н. Давыдов “…НЕ ИМЕЮЩИЕ НИ ХЛЕБОПАШЕСТВА, НИ СКОТОВОДСТВА, НИ ОЛЕНЕЙ, А ТОЛЬКО ОДНУ ЛИШЬ РЕЧКУ ЭТУ”: ПАТЕРНАЛИЗМ И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ ПРИБАЙКАЛЬЕ Ключевые слова: Северо-Восточное Прибайкалье, тунгусы, купцы, государство, патернализм, аренда, рынок, мирской капитал В статье рассматриваются особенности государственного патернализма в реалиях развития капиталистических отношений в Северо-Восточном Прибайкалье в конце XIX – начале XX в. <...> В центре исследования находится аренда земли, фактически принадлежавшей государственной казне, правами владения/пользования на которую были, однако, наделены бродячие тунгусы. <...> Рассматривается практика таких отношений, не прописанная в законодательстве и принимающая формы “дикого рынка” и локализованных форм суверенитета, предоставляющих возможности “социального лифта” и “игры на патернализме”, т.е. использования ресурсов государства участниками экономических отношений. <...> Лишили нас всяких средств на будущее наше существование, – жаловались тунгусы в 1918 г. на общем собрании Киндигирского родового управления Баргузинского уезда Забайкальской области, …в минувших годах до переворота [1917 г.] мы на вырученные деньги за эти угодья приобретали припасы и только лишь с трудом поддерживали в то время свое существование, а в настоящее время в виду развития эксплуатации труда тунгусов торговцами… и изъятия из пользования нашего… ничем не обоснованного упомянутых выше властями наших угодий, обрекли нас и наши семейства на голодную смерть (ГАРБ 2. <...> Тунгусам разрешалось сдавать угодья в аренду, хотя при этом пользоваться доходом (“мирским капиталом”) можно было опосредованно: через распределение продуктов в общественном магазине, а не через прямой доступ к денежной прибыли. <...> “…Не имеющие ни хлебопашества, ни скотоводства… 71 взаимных превращений дара и товара (Ssorin-Chaikov 2012), можно рассматривать сдачу земли в аренду <...>