Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вопросы философии  / №3 2017

Любовь к истине. П. Я. Чаадаев в современном контексте (200,00 руб.)

0   0
Первый авторБлюменкранц Михаил Аронович
Страниц6
ID590045
АннотацияВ статье рассматриваются некоторые особенности философско-исторических воззрений П.Я. Чаадаева в современном контексте, в частности, проблема истины и соотношение идей и интересов в процессе развития европейской цивилизации. По мысли Чаадаева, это соотношение в истории европейского развития складывалось как приоритет идей над интересами, что было иначе увидено почти через столетие другим русским философом, Ф.А. Степуном. Степун писал о преобладании интересов над идеями в современной ему европейской жизни. В этом Степун усматривал причины “царящей повсюду метафизической инфляции”. Также анализируется роль идей и интересов в развитии западного общества так, как ее понимали П.Я. Чаадаев и Ф.А. Степун. Исследуются различия между идеями и идеологиями, механизмы их воздействия на человеческое сознание, а также различие между религиозной и идеологической природой веры в философских воззрениях Ф.А. Степуна. Рассматривается сложный характер взаимодействия идей и интересов в современной нам европейской общественной жизни. Возникает вопрос: достигается ли бесконфликтность и стабильность существования современного европейца на путях подчинения своего ежедневного существования исключительно текущим интересам? Не возникает ли ситуация, когда прекрасный новый мир Олдоса Хаксли, где в инкубаторах достигается полное соответствие интересов будущих альфа, бета и гамма-граждан с интересами государства, и всесильное министерство Любви в жестко идеологизированном мире Дж. Оруэлла выполняет работу по унификации индивида и эффективному распылению человеческой личности.
Блюменкранц, М.А. Любовь к истине. П. Я. Чаадаев в современном контексте / М.А. Блюменкранц // Вопросы философии .— 2017 .— №3 .— С. 136-141 .— URL: https://rucont.ru/efd/590045 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Я. Чаадаев в современном контексте В статье рассматриваются некоторые особенности философско-исторических воззрений П.Я. Чаадаева в современном контексте, в частности, проблема истины и соотношение идей и интересов в процессе развития европейской цивилизации. <...> По мысли Чаадаева, это соотношение в истории европейского развития складывалось как приоритет идей над интересами, что было иначе увидено почти через столетие другим русским философом, Ф.А. Степуном. <...> Степун писал о преобладании интересов над идеями в современной ему европейской жизни. <...> Также анализируется роль идей и интересов в развитии западного общества так, как ее понимали П.Я. Чаадаев и Ф.А. Степун. <...> Исследуются различия между идеями и идеологиями, механизмы их воздействия на человеческое сознание, а также различие между религиозной и идеологической природой веры в философских воззрениях Ф.А. Степуна. <...> Рассматривается сложный характер взаимодействия идей и интересов в современной нам европейской общественной жизни. <...> Возникает вопрос: достигается ли бесконфликтность и стабильность существования современного европейца на путях подчинения своего ежедневного существования исключительно текущим интересам? <...> Не возникает ли ситуация, когда прекрасный новый мир Олдоса Хаксли, где в инкубаторах достигается полное соответствие интересов будущих альфа, бета и гамма-граждан с интересами государства, и всесильное министерство Любви в жестко идеологизированном мире Дж. <...> Оруэлла выполняет работу по унификации индивида и эффективному распылению человеческой личности. <...> БЛЮМЕНКРАНЦ Михаил Аронович – кандидат филологических наук, главный редактор альманаха “Вторая Навигация”, исследователь, Мюнхен, Германия. <...> blumenkrantz@gmx.de Статья поступила в редакцию 2 июля 2016 г. Цитирование: Блюменкранц М.А. <...> Я хотел бы начать с известного высказывания П.Я. Чаадаева, которое и сегодня звучит удивительно актуально: “Прекрасная вещь – любовь к отечеству <...>