Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Российской академии наук (РАН)  / №2 2017

ОБЩЕНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЁ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (200,00 руб.)

0   0
Первый авторЛебедев
Страниц6
ID589913
АннотацияВ статье анализируется содержание общенаучных картин мира, характерных для различных исторических периодов развития науки: античной, средневековой, классической, неклассической и постнеклассической науки. Показывается закономерность их смены, обусловленная не только их взаимосвязью с ростом научного знания и развитием методологического арсенала научного познания, но и с общей культурой того или иного исторического периода. Раскрывается механизм взаимодействия общенаучной картины мира с частнонаучными картинами различных областей научного знания и фундаментальными научными теориями. Описываются методологические функции общенаучной картины мира в обеспечении динамики науки и научного знания как относительно самостоятельных подсистем культуры
Лебедев, С.А. ОБЩЕНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЁ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / С.А. Лебедев // Вестник Российской академии наук (РАН) .— 2017 .— №2 .— С. 36-41 .— URL: https://rucont.ru/efd/589913 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

130–135 ОБОЗРЕНИЕ ОБЩЕНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЁ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ © 2017 г. С.А. Лебедев Московский государственный технический университет им. <...> Н.Э. Баумана, Москва, Россия e-mail: saleb@rambler.ru Поступила в редакцию 22.10.2015 г. В статье анализируется содержание общенаучных картин мира, характерных для различных исторических периодов развития науки: античной, средневековой, классической, неклассической и постнеклассической науки. <...> Показывается закономерность их смены, обусловленная не только их взаимосвязью с ростом научного знания и развитием методологического арсенала научного познания, но и с общей культурой того или иного исторического периода. <...> Раскрывается механизм взаимодействия общенаучной картины мира с частнонаучными картинами различных областей научного знания и фундаментальными научными теориями. <...> Описываются методологические функции общенаучной картины мира в обеспечении динамики науки и научного знания как относительно самостоятельных подсистем культуры. <...> Ключевые слова: наука, общенаучное знание, общенаучная картина мира, методологические функции общенаучной картины мира. <...> DOI: 10.7868/S0869587317020074 Общенаучная картина мира – один из основных элементов общенаучного знания, наряду с фундаментальными “парадигмальными” научными теориями, общенаучными методами и нормами научного исследования [1, 2]. <...> Общенаучное знание выходит за пределы онтологии и методологии отдельных предметных областей науки, аккумулируя содержание научного знания определённой эпохи, а потому всегда носит исторический характер. <...> В ходе исторического развития науки было создано несколько общенаучных картин мира, представлявших в обобщённой форме предметное содержание соответствующего исторического этапа развития науки: общенаучная картина мира античной науки (VII в. до н.э. <...> – III в. н.э.), средневековой науки (IV–XVII вв.), классической науки (XVII–XIX вв.), неклассической науки (первая половина XX в. <...> – 1970-е годы), современной <...>