АНАЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ: ОТ УСТАНОВЛЕНИЯ ПОДОБИЯ К РАСКРЫТИю ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ОСВОЕНИю СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Данил Николаевич Райко, учитель истории средней школы № 15 имени Д.М. Карбышева, г. Гродно, Республика Беларусь • виды аналогий • исторические закономерности • знание и практика • ассоциативный ряд • самореализация личности учащегося • формирование понимания Приём мышления по аналогии в европейской философской традиции восходит к Платону. <...> Пытаясь объяснить свои взгляды на устройство мира, философ пришёл к выводу, что абстрактные идеи становятся гораздо доступнее слушателям, если разъяснять их на основе жизненной аналогии, понятной современникам. <...> На дне, прикованные цепями к деревянным столбам, сидят рабы-преступники. <...> Платон говорил, что человек в своей земной жизни подобен этим рабам-преступникам: он способен воспринимать только искажённое и неверное отражение подлинного мира идей, в котором прибывала душа человека до рождения. <...> Сегодня использование аналогий в логике основано на следующих методологических принципах. <...> Мышление по аналогии является одним из основных механизмов мышления, который позволяет познавать реальность путём сравнения нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах для установления подобия свойств, характерных черт, структуры, функций. <...> Но из того, что одна вещь А в некоторых отношениях проявляет сходство с другой вещью В, вовсе не следует, что все свойства и признаки А будут встречаться у В, так же, как не следует, что ещё некая произвольно взятая черта непременно будет одной из особых черт, на основе которых появляется аналогия. <...> На уроках истории сравнение явлений, событий, персоналий чрезвычайно важно. <...> Такое сравнение позволяет переходить от известного (ранее изученного) события (явления, персоналии) к неизвестному. <...> Например, заканчивая изучение Второй мировой войны и переходя к Ялтинско-Потсдамской системе послевоенного устройства <...>