УПРАВЛЯЙТЕ УМЕЛО Галина Михайловна Пономарёва, руководитель Центра «Мир психологии», Почётный работник общего образования, г. Комсомольск-на-Амуре • фрустрирующие ситуации • должностные обязанности • препятственно-доминантный тип личности • самозащитный тип • разрешающий тип личности работника • эмоциональное напряжение и дискомфорт • личностные особенности Для руководителя (в том числе для директора школы, завуча) привычное дело — отдать приказ или попросить о выполнении, ведь подчинённый (тот же учитель) в любом случае должен выполнить порученное ему дело. <...> Вот тут руководителю необходимо учитывать личностные особенности восприятия поручения работником, так как именно от этого личного восприятия и будет зависеть качество выполненной работы. <...> Предлагаю взглянуть на проблему с позиции реакции подчинённого на поручение, как на фрустрирующую ситуацию, т.е. на ситуацию, в которой работник испытывает эмоциональное напряжение и дискомфорт, потому что не имеет чёткого представления, как выполнять поручение. <...> На практике это выглядит так: работник спокойно выполняет свои должностные обязанности, как он считает, правильно и качественно, особо не волнуясь о глобальных целях руководства, и вдруг получает новое задание, которое не вписывается в его планы: «Мария Ивановна! <...> Срочно организуйте детей на победу в соревнованиях по плаванию на приз города в ближайший вторник! <...> Согласитесь, что такое поручение может выбить из привычной колеи даже самого опытного работника. <...> Специалист начинает волноваться, его нервное состояние сразу проявится в какой-либо реакции — активности, ступора, неприязни, пофигизма — у разных людей будет разная реакция. <...> Потом, конечно, он придёт в себя и выполнит поручение, но именно первая реакция на фрустрирующую ситуацию задаст тон процессу выполнения поручения. <...> Первый тип личности работника — препятственно-доминантный — все его внимание сосредоточено на поручении <...>