Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Свидетельство ПИ № ФС77-62459 от 27 июля 2015 г.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных
ВАК для публикации научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней
кандидата и доктора наук
Главный редактор
Игорь Алексеевич Алёхин — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой
педагогики ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, член-корреспондент Российской
академии образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации
Заместители главного редактора:
Светлана Константиновна Бондырева — доктор психологических наук, профессор, ректор
ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», академик Российской академии
образования
Тимур Станиславович Сливин — доктор педагогических наук, доцент, заместитель начальника
факультета юридического и подготовки руководящего состава органов по работе с личным
составом ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ
Редакционная коллегия:
Владимир Александрович Барабанщиков — доктор психологических наук, профессор, заведующий
Лабораторией системных исследований психики ФГБУН «Институт психологии
Российской академии наук», член-корреспондент Российской академии образования
Ирина Владимировна Дубровина — доктор психологических наук, профессор, профессор
кафедры педагогической психологии ФГБОУ ВО «Московский городской психологопедагогический
университет», академик Российской академии образования
Дмитрий Григорьевич Левитес — доктор педагогических наук, профессор, руководитель магистерской
программы подготовки ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный
университет»
Анатолий Петрович Лиферов — доктор педагогических наук, профессор, президент ФГБОУ
ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», академик Российской
академии образования
Николай Александрович Патов — доктор педагогических наук, профессор, директор филиала
ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» в г. Брянске, академик
Российской академии образования
Оксана Константиновна Позднякова — доктор педагогических наук, профессор, профессор
кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Самарский государственный социальнопедагогический
университет», член-корреспондент Российской академии образования
Яков Семенович Турбовской — доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный
сотрудник Лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Валентина Петровна Иванова — доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры
психологии ГОУ ВПО «Кыргызско-Российский Славянский университет» (Бишкек,
Киргизия)
Александр Самуилович Кацев — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
международной журналистики ГОУ ВПО «Кыргызско-Российский Славянский
университет» (Бишкек, Киргизия)
Оксана Сергеевна Попова — доктор психологических наук, доцент, проректор по научнометодическому
обеспечению воспитательной работы УО «Республиканский институт профессионального
образования» (Минск, Республика Беларусь)
Наталья Андреевна Ракова — кандидат педагогических наук, доцент УО «Витебский государственный
университет имени П. М. Машерова» (Витебск, Республика Беларусь)
ISSN 2073-8536 © Московский психолого-социальный университет, 2018
© «Мир образования — образование в мире», 2018
Стр.2
Содержание
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Абульханова-Славская К. А., Славская А. Н., Леванова
Е. А., Пушкарева Т. В. Теория личности Б. Г. Ананьева ............................................7
Воронов В. Н., Ипполитов Г. М., Филатов Т. В. Некоторые аспекты
феномена российской Гражданской войны (1917–1922 годы)
в зеркале исторической психологии (опыт осмысления мемуарной
литературы как эго-документа) ...............................................................................20
Лата В. Ф., Миргородский Д. С. Обучение и воспитание личного состава
частей и соединений Ракетных войск стратегического назначения
в отечественной военно-исторической литературе ................................................28
Дубова М. А., Ларина Н. А. Формирование речевой культуры студента
путем развития читательской компетенции ...........................................................32
Лазукин В. Ф., Сафонова А. В. Анализ подходов
к социально-педагогическим характеристикам образовательной
среды военного вуза .................................................................................................37
МИР ОБРАЗОВАНИЯ
Асташова Н. А., Бондырева С. К., Черкасова К. А. Позитивная
образовательная среда как условие качества школьного образования ..................48
Абульханова-Славская К. А., Славская А. Н., Леванова Е. А.,
Пушкарева Т. В. Теория личности В. Н. Мясищева ................................................58
ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ
Бектурганов М. Т. О педагогической сущности и структуре процесса
развития управленческих способностей магистрантов военных
вузов Республики Казахстан ....................................................................................66
МОЕ МНЕНИЕ
Алёхин И. А., Авуза А. А. Когнитивный опыт личности как компонент
содержания профессиональной подготовки военных специалистов ....................73
Гончаров С. В., Румянцев Р. А. Особенности формирования личности
выпускника военной академии с учетом нового характера
вооруженной борьбы ...............................................................................................80
Лата В. Ф., Миргородский Д. С. Качество подготовки призывников
как один из факторов, определивших развитие системы воинского
обучения и воспитания личного состава Ракетных войск стратегического
назначения на начальном этапе их развития ..........................................................88
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК: ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
Лазуткина Л. Н. Роль коммуникации в формировании
универсальных компетенций выпускников вузов ..................................................93
Шабанов Г. А. Участие работодателей в образовательном процессе вуза ..............98
Фёдоров В. А. Геометрическое пространство коммуникации группы.................. 105
3
Стр.3
Сливин Т. С., Фасоля А. А. К вопросу выбора моделей оценивания
в процедурах регламентации деятельности военной
образовательной организации ............................................................................... 113
Алёхин И. А., Разуваев Д. С. Упражнение как метод эффективного
педагогического взаимодействия .......................................................................... 120
Быков А. К. Развитие электронного обучения в дополнительном
профессиональном образовании вузов ................................................................. 126
ПЕРЕДОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Кондратьева О. В. Совершенствование руководства самообразованием
курсантов в военных образовательных организациях .......................................... 137
Алёхин И. А., Кулакова С. В. Проблема профессионального выгорания
психологов уголовно-исполнительной системы: причины проявления,
способы педагогической профилактики ............................................................... 143
Елшин А. В., Родионов О. В. Методический аппарат оценивания
личностных качеств обучающихся по результатам их активности
в информационно-образовательной среде ........................................................... 150
Сорокин К. В., Сорокин Д. В. Структура модели построения физического
воспитания и формирования военно-прикладной физической
подготовленности в довузовских образовательных учреждениях МО РФ
в условиях единого образовательного пространства ............................................ 158
Калмыков В. Е. Дидактическое взаимодействие и его основные
механизмы в педагогической деятельности офицера ........................................... 165
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Бориев А. К. Формирование готовности курсантов военных вузов
к коллективному взаимодействию на разных фазах развития
воинского коллектива ............................................................................................ 177
Канзычакова Н. Г. Понятие феномена коррупции в рамках психологии:
диагностика коррупции ......................................................................................... 184
Катахова С. С. Психологическая компетентность как фактор
эффективного управления медицинским учреждением ...................................... 188
Леонтьев А. В. О политическом сознании военнослужащих:
педагогические условия формирования и развития ............................................. 193
Петренко А. С., Королев С. Н., Кушнарев В. Е. К вопросу о рейтинговой
оценке успеваемости курсантов военных образовательных
организаций ........................................................................................................... 198
Наши авторы .................................................................................................... 203
Authors .............................................................................................................207
Правила оформления статей .............................................................................. 211
4
Стр.4
TABLE OF CONTENTS
EDUCATION HISTORY AND PHILOSOPHY
Abulkhanova-Slavskaya K. A., Slavskaya A. N., Levanova E. A.,
Pushkareova T. V. V. N. B. G. Ananyeva’s Theory of Personality ...................................7
Voronov V. N., Ippolitov G. M., Filatov T. V. Some aspects of
the Russian Civil War (1917–1922) phenomenon in the mirror of
historical psychology (the experience of the memoir literature
understanding as an ego document) ............................................................................20
Lata V. F., Mirgorodsky D. S. Training and education of
the personnel of units and formations of the Strategic Missile
Forces in the national military history literature ..........................................................28
Dubova M. A., Larina N. A. The student’s speech culture formation
through the reading competence development ............................................................32
Lazukin V. F., Safonova A. V. The analysis of approaches
to the social and pedagogical characteristics of a military
university educational environment.............................................................................37
EDUCATION WORLD
Astashova N. A., Bondyreva S. K., Cherkasova K. A. Positive educational
environment as a condition for the quality of school education ....................................48
Abulkhanova-Slavskaya K. A., Slavskaya A. N., Levanova E. A.,
Pushkareova T. V. V. N. Myasischev’s Theory of Personality .......................................58
EDUCATION IN THE WORLD
Bekturganov M. T. On the pedagogical essence and structure of
the development process of managerial abilities of the Master’s
Degree students at the military universities of the Republic of Kazakhstan ...................66
MY OPINION
Aleokhin I. A., Avuza A. A. Personality’s cognitive experience as
military specialists’ professional training content component.......................................73
Goncharov S. V., Rumyantsev R. A. The military academy graduate’s personality
formation features, taking into account the new nature of warfare ................................80
Lata V. F., Mirgorodsky D. S. The recruits’ training quality as one of
the factors that determined the development of the military training and
education system of the personnel of the Strategic Missile Forces at
the initial stage of their development ...........................................................................88
PEDAGOGICAL SEARCH: PROBLEMS AND JUDGMENTS
Lazutkina L. N. The role of communication in the university
graduates’ universal competences formation................................................................93
Shabanov G. A. The employers’ participation in the university
educational process .....................................................................................................98
5
Стр.5
Feodorov V. A. A group’s communication geometric space ......................................... 105
Slivin T. S., Fasolya A. A. To the problem of assessment models
choosing in the procedures for regulating the activities
in the military school context .................................................................................... 113
Aleokhin I. A., Razuvaev D. S. Exercise as a method of
the effective pedagogical interaction .......................................................................... 120
Bykov A. K. The e-learning development in additional
professional education of universities ........................................................................ 126
ADVANCED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES:
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE
Kondratyeva O. V. Cadets’ self-education guidance improving
in the military school context .................................................................................... 137
Aleokhin I. A., Kulakova S. V. The problem of the penitentiary
system psychologists’ professional burnout: manifestation causes,
methods of pedagogical prevention ........................................................................... 143
Elshin A. V., Rodionov O. V. Methodical apparatus for the students’
personal qualities assessing according to the results of their activity in
the information educational environment ................................................................. 150
Sorokin K. V., Sorokin D. V. The structure of the sports education
modeling and the formation of military-applied sports fitness at
nursery schools under the Ministry of Defense of the Russian
Federation in the context of a single educational space .............................................. 158
Kalmykov V. E. Didactic interaction and its main mechanisms in
the officer’s pedagogical activity ................................................................................ 165
YOUNG SCIENTIST’S TRIBUNE
Boriev A. K. Formation of military schools cadets’ readiness to
collective interaction at different phases of the military team
development ............................................................................................................ 177
Kanzychakova N. G. The corruption phenomenon concept in
the framework of psychology: diagnostics of corruption ............................................. 184
Katakhova S. S. Psychological competence as a factor in
the effective management of a health care center ....................................................... 188
Leontyev A. V. On the military personnel’s political consciousness:
pedagogical conditions for the formation and development ....................................... 193
Petrenko A. S., Koroleov S. N., Kushnareov V. E. To the problem of
the military schools cadets’ progress assessment rating .............................................. 198
Our Authors ....................................................................................................... 207
Articles execution rules ............................................................................ 211
6
Стр.6