В статье исследуется важный для политико-правовой истории аспект — формирование и истоки такого феномена, каким являлась политическая утопия. <...> Ее классическим образцом была «политейя» Платона, которая формировалась в борьбе с идеологией и концепциями греческих софистов и политических демагогов. <...> Актуальность темы непреходяща, поскольку вся последующая политическая история Европы протекала под знаком этой платоновской утопии. <...> В качестве модели она была воспринята как демократическими, так и тоталитарными идеологами современного мира. <...> Полис представлял собой одновременно территориальное, пространственное образование и духовно-символическое единство, своеобразную «матрицу», из которой позже рождалась современная государственность. <...> Мифологическое мышление придавало полисной политике элементы трансцендентального и сакрального существования. <...> В тех условиях рождалось то, что позже назовут политической мифологией или политической теологией. <...> Диалектика сосуществования двух миров, агрессивности «империи зла», темных хтонических сил — все это в интерпретированном виде будет воссоздано в идеологических войнах более позднего времени. <...> Платону удалось создать идеальную модель государства, задающую стиль и питавшую дух государственности и политики как в эпоху Средневековья, так и особенно в эпоху Возрождения. <...> Именно в это время утопическая модель Платона получила вполне современную интерпретацию. <...> Номос или закон был неотъемлемой частью воображаемого полисного государства, которое нередко с ним отождествлялось. <...> Важнейшие категории правовой и политической науки, такие как справедливость, истина, закон, вина, равенство и др., рассматриваются в данной работе в широком культурном контексте, играя важную роль как в рамках реального полисного устройства, так и в воображаемом государстве Платона. <...> Свой вклад в исследование и разработку проблемы вносили такие мыслители, как Ф. Ницше <...> При <...>