Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 8. История.  / №6 2016

ПРОБЛЕМА ИГУМЕНСКОГО ПРЕЕМСТВА В ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКОМ МОНАСТЫРЕ (1510-е гг.): ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКазаков
Страниц14
ID587246
АннотацияВ статье рассматривается важный вопрос истории иосифлянства — поставление Даниила в игумены Иосифо-Волоцкого монастыря. Исследование основано на широкой базе источников, главный из которых — Житие Иосифа Волоцкого. Выводы, сделанные автором, позволяют скорректировать традиционные взгляды на время и условия возведения будущего московского митрополита Даниила в игуменское достоинство.
Казаков, А.А. ПРОБЛЕМА ИГУМЕНСКОГО ПРЕЕМСТВА В ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКОМ МОНАСТЫРЕ (1510-е гг.): ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ / А.А. Казаков // Вестник Московского университета. Серия 8. История. .— 2016 .— №6 .— С. 40-53 .— URL: https://rucont.ru/efd/587246 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 6 А.А. Казаков (соискатель кафедры источниковедения исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ПРОБЛЕМА ИГУМЕНСКОГО ПРЕЕМСТВА В ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКОМ МОНАСТЫРЕ (1510-е гг.) <...> : ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ В статье рассматривается важный вопрос истории иосифлянства — поставление Даниила в игумены Иосифо-Волоцкого монастыря. <...> Исследование основано на широкой базе источников, главный из которых — Житие Иосифа Волоцкого. <...> Выводы, сделанные автором, позволяют скорректировать традиционные взгляды на время и условия возведения будущего московского митрополита Даниила в игуменское достоинство. <...> Ключевые слова: иосифлянство, митрополит Даниил, книжность Волоколамского монастыря, Житие Иосифа Волоцкого, церковно-государственные отношения. <...> Так, в своем капитальном исследовании В.И. Жмакин высказал мнение, что «избрание Даниила в игумена принадлежало братии Волоколамского монастыря, которой предоставлена была полная свобода выбора», и произошло еще при жизни Иосифа с его одобрения1. <...> 38 кого князя в избрание настоятеля Иосифо-Волоцкого монастыря2. <...> Основательность высказанных Я.С. Лурье соображений оказала влияние на исследователей: Д.М. Буланин подчеркивал, что «под давлением великого князя Василия III Даниил после смерти Иосифа был избран игуменом Волоколамского монастыря»3. <...> В целом проблема, очевидно, далека от разрешения: разработки Я.С. Лурье являются едва ли не единственной попыткой научного осмысления фактов, связанных с возведением Даниила в игуменское достоинство. <...> Согласно Житию, незадолго до кончины Иосиф «призва преимущих старцев», предложив им выбрать «себе игумена по совету своему, паче же по обычаю монастырскому»5. <...> Отсылка к «обычаю монастырскому» содержала, по-видимому, указание на правила избрания настоятеля в составленном Иосифом Уставе пространной редакции. <...> Согласно Уставу, «не подобает настоятелю в себе место настоятеля поставляти, ниже о себе кому начальство приимати <...>