Гутнер ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для студентов гуманитарных, теологических и религиоведческих направлений и специальностей высших учебных заведений СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ МОСКВА 2010 УДК 1(091) ББК 87.3 Г 97 Рекомендовано ученым советом СФИ для студентов гуманитарных, теологических и религиоведческих направлений и специальностей высших учебных заведений Гутнер Григорий Борисович Г 97 Лекции по истории философии : учебное пособие для студентов гуманитарных, теологических и религиоведческих направлений и специальностей высших учебных заведений. <...> ISBN 978-5-89100-119-1 Учебное пособие представляет собой фрагменты курса д.ф.н. профессора Г. Б. Гутнера по истории философии и включает в себя лекции по античности (начало греческой философии, Пифагорейская школа, софисты, Сократ) и Новому времени (рождение европейского естествознания, Декарт, Спиноза). <...> Идея метода и конструктивизм в математическом естествознании…………………………………………………. <...> Трудно сказать в какой мере эти (и многие другие) авторы передают мысль Гераклита, а в какой — свой собственный взгляд, но ясно одно, для античности весьма характерно представление о текучести, изменчивости мира, причем истоком этого 5 Фрагменты ранних греческих философов. <...> За текучестью вещей ум может открыть ясный порядок, «мерность», производимую неизменным началом, которое Гераклит определяет, с одной стороны, как материальную стихию, «вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий»10, а с другой — как Логос (речь, слово) «сущий вечно»11 или как божественный закон, довлеющий всему существующему12. <...> Парменид и Зенон13 Обращенность к вечному и единому, следовательно, должна быть присуща всем усилиям философа. <...> В совершенно иной форме выразил эту мысль Парменид. <...> Вопреки принятой традиции, мы обсуждаем учения ранних пифагорейцев после разговора о Гераклите и Пармениде. <...> В этом разговоре нам не избежать экскурсов <...>
Лекции_по_истории_философии__учебное_пособие_для_студентов_гуманитарных,_теологических_и_религиоведческих_направлений_и_специальностей_высших_учебных_заведений.pdf
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ
Г. Б. Гутнер
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ
ФИЛОСОФИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов гуманитарных, теологических
и религиоведческих направлений и специальностей высших
учебных заведений
СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ
ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ
МОСКВА 2010
Стр.1
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 97
Рекомендовано ученым советом СФИ для студентов
гуманитарных, теологических и религиоведческих направлений
и специальностей высших учебных заведений
Гутнер Григорий Борисович
Г 97 Лекции по истории философии : учебное пособие для
студентов гуманитарных, теологических и религиоведческих
направлений и специальностей высших учебных заведений.
М. : Свято-Филаретовский православно-христианский
институт, 2010. 150 с.
ISBN 978-5-89100-119-1
Учебное пособие представляет собой фрагменты курса д.ф.н.
профессора Г. Б. Гутнера по истории философии и включает в
себя лекции по античности (начало греческой философии,
Пифагорейская школа, софисты, Сократ) и Новому времени
(рождение европейского естествознания, Декарт, Спиноза).
ISBN 978-5-89100-119-1
© Свято-Филаретовский
православно-христианский
институт, 2010
Стр.2
Оглавление
РАЗДЕЛ 1. АНТИЧНОСТЬ
Глава 1. Начало греческой философии. Гераклит и элеаты………..5
1.1. Теоретическое знание и рождение философии……………..5
1.2. Анаксимандр……………………………………...….............10
1.3. Гераклит……………………………………...………............13
1.4. Парменид и Зенон……………………………………...........17
Глава 2. Пифагорейская школа……………………………………..25
2.1. Пифагорейская теория музыки…………………………......28
2.2. Пифагорейская космология…………………………………33
2.3. Пифагорейская математика…………………………………37
Глава 3. Софисты и Сократ…………………………………………50
Литература…………………………………………………………...57
РАЗДЕЛ 2. НОВОЕ ВРЕМЯ
Глава 4. Рождение европейского естествознания…………………59
4.1. Рождение науки……………………………………………...59
4.2. Наука как публичная деятельность………………………...64
4.3. Идея метода и конструктивизм в математическом
естествознании…………………………………………………...67
4.4. Онтологические допущения новой науки…………………73
4.5. Новый образ Вселенной…………………………………….77
Литература………………………………………………………..87
Глава 5. Декарт……………………………………………………....89
5.1. Метод познания и вопрос о началах……………………….89
5.2. Поиск начал на пути радикального сомнения……………..93
5.3. Мыслящее «Я» — начало познания………………………..97
Стр.3
5.4. Существование Бога………………………………………...98
5.5. Существование тел и достоверность их познания……….102
5.6. Образ мира в декартовской физике……………………….104
5.7. Интеллектуальное конструирование
как способ познания…………………………………………….109
5.8. Две субстанции……………………………………………..112
Литература………………………………………………………116
Глава 6. Спиноза……………………………………………………118
6.1. Бог как единственная субстанция…………………………119
6.2. Божественное и человеческое знание…………………….127
6.3. Рабство и свобода человека………………………………..132
Литература………………………………………………………149
Стр.4
Гутнер Григорий Борисович
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Учебное пособие для студентов гуманитарных, теологических и
религиоведческих направлений и специальностей высших учебных
заведений
Свято-Филаретовский
православно-христианский институт
105062, г. Москва, ул. Покровка, 29–38
Тел. (495) 623 0380
E-mail: info@sfi.ru
http: //www.sfi.ru
Издание подготовили:
Редактор Ольга-Олеся Сидорова
Макет, верстка Людмила-Илона Скоробогатова
Отпечатано при участии
МОО «Культурно-просветительский центр «Преображение»
Подписано в печать 15.03.2010. Формат 60х90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Объем 11 усл. печ. л. Тираж 300 экз.
Отпечатано в типографии «Эдитус»
125315, Москва, ул. Балтийская, д. 9
Стр.150