Министерство образования и науки Российской Федерации НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ __________________________________________________________________________ ПРОФЕССИЯ ИНЖЕНЕРА В КОНТЕКСТЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЗНАНИЯ ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ Учебно-методическое пособие НОВОСИБИРСК 2016 ББК 74.484.42я73 П 841 Работа подготовлена на кафедре электроники и электротехники и утверждена Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по направлению 11.03.04 – Электроника и наноэлектроника. <...> Авторы: канд. филос. наук, доцент Е.Я. Букина канд. филол. наук, доцент Е.В. Гилева канд. техн. наук, доцент М.В. Мартинович доктор техн. наук, профессор С.А. Харитонов Рецензенты: В.В. Богданов, канд. техн. наук, доцент НГТУ, Е.И. Карев, канд. филос. наук, доцент СибГУТИ П 841 Профессия инженера в контексте универсального знания. <...> Большое внимание авторы уделяют многоаспектному формированию личности инженера. <...> Место НГТУ среди технических университетов мира и России . <...> Гимн всех студентов, сочиненный в средневековье и сохранившийся до наших дней . <...> Фрагменты из романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (об изобретении печатного станка и о средневековом ученом) . <...> Рейтинг университетов мира по данным Times Higher Education (2014–2015 гг.) <...> При церквях и монастырях существовало множество школ самого разного уровня, однако обучались в них в основном будущие представители духовенства. <...> В школах низшего уровня обучались только латинскому языку (так как на нем велось и до сих пор ведется католическое богослужение), чтению священных текстов и порядку церковных служб. <...> В школах среднего и высшего уровня слушатели постигали грамматику, риторику, диалектику, астрономию, арифметику, музыку и другие науки. <...> Начиная с XII в., из школ среднего и высшего уровня стали выделяться университеты, иногда они образовывались также из объединения группы ученых или вокруг одного талантливого философа. <...> Виктора и множество <...>
Профессия_инженера_в_контексте_универсального_знания._Введение__в_профессию.pdf
ББК 74.484.42я73
П 841
Работа подготовлена на кафедре электроники и электротехники
и утверждена Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся
по направлению 11.03.04 – Электроника и наноэлектроника.
Авторы:
канд. филос. наук, доцент Е.Я. Букина
канд. филол. наук, доцент Е.В. Гилева
канд. техн. наук, доцент М.В. Мартинович
доктор техн. наук, профессор С.А. Харитонов
Рецензенты:
В.В. Богданов, канд. техн. наук, доцент НГТУ,
Е.И. Карев, канд. филос. наук, доцент СибГУТИ
П 841
Профессия инженера в контексте универсального знания.
Введение в профессию: учебно-методическое пособие / Е.Я. Букина,
Е.В. Гилева, М.В. Мартинович, С.А. Харитонов. – Новосибирск:
Изд-во НГТУ, 2016. – 126 с.
ISBN 978-5-7782-3007-1
Данное пособие предназначено для чтения студентами, обучающимися
по направлению 11.03.04 – Электроника и наноэлектроника в
рамках курса «Введение в профессию». Большое внимание авторы
уделяют многоаспектному формированию личности инженера.
ББК 74.484.42я73
ISBN 978-5-7782-3007-1
© Коллектив авторов, 2016
© Новосибирский государственный
технический университет, 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Традиции университетского образования ........................................................ 4
1.1. Становление университетского образования в Европе и России ............. 4
1.2. Введение в универсальное знание ............................................................ 11
2. Техническое образование в современном мире ............................................. 18
2.1. Традиции русской инженерной школы .................................................... 18
2.2. Ведущие университеты мира (на примере MIT) ...................................... 30
3. Место НГТУ среди технических университетов мира и России .................. 35
3.1. Место НГТУ в рейтингах университетов ................................................. 35
3.2. Краткая история НГТУ .............................................................................. 38
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................... 41
Приложение 1. А задумывались ли Вы?... .......................................................... 43
Приложение 2. Причины неверного выбора профессии ................................... 50
Приложение 3. Средневековые студенческие песни ......................................... 51
Приложение 4. Гимн всех студентов, сочиненный в средневековье
и сохранившийся до наших дней .............................................. 55
Приложение 5. Фрагменты из романа Виктора Гюго «Собор Парижской
Богоматери» (об изобретении печатного станка
и о средневековом ученом) ....................................................... 56
Приложение 6. Сноу Ч. Две культуры и научная революция (фрагменты) ....... 80
Приложение 7. Опросник профессиональной готовности (ОПГ-6)
(Л.Н. Кабардова) ........................................................................ 93
Приложение 8. Афоризмы о науке и технике .................................................. 104
Приложение 9. Российские мастера, ученые и инженеры, которые были
первыми .................................................................................... 107
Приложение 10. Старые и новые анекдоты об инженерах ............................. 113
Приложение 11. Только один факт ................................................................... 115
Приложение 12. Набор компетенций инженера холдинга BOEING .............. 116
Приложение 13. Рейтинг университетов мира по данным Times Higher
Education (2014–2015 гг.) ...................................................... 117
Приложение 14. Список интересных книг ....................................................... 121
Стр.3