Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Организация воспитательной работы в вузе (380,55 руб.)

0   0
АвторыГрибанская Елена Эдуардовна, Клепальченко Игорь Алексеевич, Новикова М. Г., Калужская Ирина Александровна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет правосудия"
ИздательствоМ.: Российский государственный университет правосудия
Страниц612
ID586478
АннотацияСборник содержит материалы докладов на Международной научно-методической конференции "Актуальные проблемы преподавания учебных дисциплин в вузе" (РГУП, 26 января 2016 г.) (Раздел I) и конференции "Динамика межкультурной коммуникации: актуализация лингвистического и прикладного аспектов" (РГУП, 2 февраля 2016 г.) (Раздел II).
Кому рекомендованоРассчитан на преподавателей вузов, научных работников. Может быть полезен магистрантам и аспирантам.
ISBN978-5-93916-544-0
УДК378.14
ББК74.58
Организация воспитательной работы в вузе : Выпуск 6 / Е. Э. Грибанская, И. А. Клепальченко, М. Г. Новикова, И. А. Калужская; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет правосудия" .— Москва : Российский государственный университет правосудия, 2017 .— 612 с. — ISBN 978-5-93916-544-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/586478 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ METHODICE ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ Выпуск 6 Москва 2017 УДК 378.14 ББК 74.58 О 28 От в ет с т в енные за выпуск : Грибанская Е.Э., профессор кафедры русского языка и культуры речи РГУП, канд. пед. наук, доцент. <...> Новикова М. Г., профессор кафедры иностранных языков РГУП, д-р филол. наук. <...> ISBN 978-5-93916-544-0 Сборник (Выпуск 6) содержит материалы докладов на Международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы преподавания учебных дисциплин в вузе» (РГУП, 26 января 2016 г.) (Раздел I) и конференции «Динамика межкультурной коммуникации: актуализация лингвистического и прикладного аспектов» (РГУП, 2 февраля 2016 г.) (Раздел II). <...> Профессиональная толерантность сотрудников органов внутренних дел как результат профессионального обучения . <...> Терминологическая система института недействительности завещания в гражданском праве России и Беларуси . <...> 61 Коммуникативные учебные дисциплины: дань моде или требование времени? <...> Креативные технологии коммуникативного лидирования на занятиях в вузе . <...> Коммуникативная компетентность педагога в процессе учебно-методической работы в вузе. <...> 96 Брадецкая И. Г. Методика работы над речевым портретом личности в процессе изучения коммуникативных дисциплин в вузе . <...> К вопросу о риторической подготовке сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации с позиции андрагогического подхода. <...> Коммуникативные задачи изучения предмета «Русский язык и культура речи» в техническом вузе . <...> 194 Содержание Особенности преподавания в полиэтнических группах: проблемы и пути их преодоления Фысина У. Н. <...> Особенности преподавания исторических дисциплин в полиэтнических группах . <...> Особенности преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в полиэтнических группах . <...> 268 Терминологическая система в современном научном мире <...>
Организация_воспитательной_работы_в_вузе.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.608
Стр.609
Стр.610
Стр.611
Стр.612
Организация_воспитательной_работы_в_вузе.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ METHODICE ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ Выпуск 6 Москва 2017
Стр.1
УДК 378.14 ББК 74.58 О 28 От в ет с т в енные за выпуск : Грибанская Е.Э., профессор кафедры русского языка и культуры речи РГУП, канд. пед. наук, доцент. Клепальченко И. А., зав. кафедрой иностранных языков РГУП, канд. филол. наук. Новикова М. Г., профессор кафедры иностранных языков РГУП, д-р филол. наук. Калужская И. А., зам. зав. кафедрой иностранных языков РГУП, канд. филол. наук. О 28 Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. — М.: РГУП, 2017 (ИОП РГУП: www.op.raj.ru). ISBN 978-5-93916-544-0 Сборник (Выпуск 6) содержит материалы докладов на Международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы преподавания учебных дисциплин в вузе» (РГУП, 26 января 2016 г.) (Раздел I) и конференции «Динамика межкультурной коммуникации: актуализация лингвистического и прикладного аспектов» (РГУП, 2 февраля 2016 г.) (Раздел II). Рассчитан на преподавателей вузов, научных работников,может быть полезен магистрантам и аспирантам. ISBN 978-5-93916-544-0 © Коллектив авторов, 2016 © Российский государственный университет правосудия, 2017
Стр.2
Содержание Раздел I. Актуальные проблемы преподавания учебных дисциплин в вузе Особенности преподавания юридических дисциплин Антюшин С. С. К вопросу об образовании смыслов и смыслах образования ....................................... 9 Никифорова Е. А. Коммуникативные технологии в преподавании конституционного права ....................18 Никифоров М. В., Никифорова Е. А. Деловая игра по конституционному правосудию как коммуникативная педагогическая технология: из опыта преподавания ..........29 Турская Е. Р. Профессиональная толерантность сотрудников органов внутренних дел как результат профессионального обучения ....................................................39 Ловцов Д. А. Разработка многоаспектного словаря-тезауруса в области управления ........................................45 Свиридова Е. А. Терминологическая система института недействительности завещания в гражданском праве России и Беларуси ..................................................54 Королев В. Т. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов с учётом трудоёмкости дисциплин .................61 Коммуникативные учебные дисциплины: дань моде или требование времени? Новикова Л. И. Проблема понимания и интерпретации текстов как ключевой вопрос успешной коммуникации в учебном процессе..........................................66 Грибанская Е. Э. Коммуникативные учебные дисциплины против философии ненависти................................77
Стр.3
4 Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Выпуск 6 Мурашов А. А. Креативные технологии коммуникативного лидирования на занятиях в вузе ..............................82 Рычихина Э. Н. Преподавание конфликтологии в системе формирования современного специалиста ...................91 Шилова Т. А. Коммуникативная компетентность педагога в процессе учебно-методической работы в вузе...............96 Брадецкая И. Г. Методика работы над речевым портретом личности в процессе изучения коммуникативных дисциплин в вузе ...........................................101 Носкова Л. Г. Методика экспериментальной работы по формированию системы профессиональной речевой подготовки сотрудников ОВД ..............................106 Вачаев С. П. Влияние блогосферы как предмет исследования коммуникативных учебных дисциплин в подготовке журналистов ...............................................115 Соловьева Н. Ю. Особенности преподавания дисциплины «Русский язык в деловой документации юриста» для слушателей магистерских программ РГУП ..............119 Кузнецова Т. Е. Развитие коммуникативных и общекультурных компетенций студентовна примере цикла занятий в «Школе ведущих» .........................125 Львова С. В. Коммуникативные методы обучения в вузе ......135 Баева Е. В. К вопросу о риторической подготовке сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации с позиции андрагогического подхода........................146 Архипова И. А., Васильева Е. А. Применение инновационных методов обучения при метапредметном подходе в изучении мировой художественной культуры, геометрии и естествознания ...........................................153 Носорева Т. В. Коммуникативные задачи изучения предмета «Русский язык и культура речи» в техническом вузе ........172 Асаналиева Г. М. Особенности развития устной речи студентов-спортсменов в практическом курсе русского языка.......................................................179 Гумбатова Р. Р. Ат — конь как код кыргызов .................188 Румянцева О. О. К вопросу о роли библиотеки вуза в формировании общекультурных компетенций студентов...................................................194
Стр.4
Содержание Особенности преподавания в полиэтнических группах: проблемы и пути их преодоления Фысина У. Н. Методика работы с текстом для студентов, не являющихся носителями русского языка..................198 Згоржельская С. С. Особенности преподавания исторических дисциплин в полиэтнических группах .......................206 Черкес Т. В., Флянтикова Е. В. Выражение в языковых единицах понятия времени как особенности русского менталитета: межкультурный аспект ........................210 Добаев К. Д. О проблемах педагогического образования Кыргызстана ...............................................219 Абрамова М. Л. Методика подготовки письменного ответа студентами-инофонами.....................................230 Никулищина Е. И. Особенности преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в полиэтнических группах ....................................................237 Ерёмин В. Н. Особенности рассмотрения вопроса о патриотизме в многонациональных и многоконфессиональных студенческих коллективах .......242 Богданенок Г. А. Контроль сформированности компетенций как дидактическая проблема ................................250 Супатаева Э. А. Из истории создания учебников по русскому языку для кыргызскоязычной аудитории........262 Чиченкова Г. С. Предотвращение коммуникативных сбоев при обучении студентов-иностранцев русскому языку.......268 Терминологическая система в современном научном мире Черникова Л. Ф. Инвективы в русской речи — проблема социальная .................................................277 Новикова Л. И. Терминологический хаос современного образования: методические пути выхода из лабиринта.......285 Фомина О. Н., Корнеев С. Т. Терминологическая культура преподавателя высшей школы...............................298 Брадецкая И. Г. Сленговые единицы в современной компьютерной терминологии...............................306 Фысина У. Н. Работа с термином как приём формирования общекультурных компетенций студента .....................312 5
Стр.5
6 Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Выпуск 6 Глазкова Е. А. Целеполагание в учебном процессе: к вопросу о терминологических трудностях ...........................317 Никитина Е. С., Грибанская Е. Э. Метапредметные связи в процессе освоения научной терминологии ................324 Супатаева Э. А. Об обучении студентов специальной терминологии по русскому языку ...........................330 Использование гаджетов в процессе обучения: возможности для студента и преподавателя Новикова Л. И. От «поколения пепси» к «поколению гаджетов»: слом традиционных представлений об обучении ................................................340 Боинчану Г. И. Использование мобильных устройств на уроках русского языка как иностранного . . . . . . . . . . . . . . . . .348 Брадецкая И. Г. Гаджет как средство повышения эффективности учебного занятия (из опыта проведения лекций и семинаров по дисциплинам «Русский язык и культура речи» и «Риторика») ...........................355 Семенов В. А. Практика использования электронных ресурсов на учебных занятиях по географии ................362 Кабыткина И. Б. Использование электронных устройств в образовательном процессе и их влияние на повышение эффективности обучения ...................................371 Никитина Е. С. Компьютерное обеспечение процесса формирования экономической культуры студентов с использованием метапредметных связей...................378 Кибакин С. В. Использование гаджетов и электронноцифровых технологий в процессе формирования понятия «цивилизация» в курсе истории............................386 Карбачинская Н. Б. Образовательное приложение iCrosss: возможности использования преподавателем и студентами на занятиях по геометрии...................................392 Банщикова И. А. Плюсы и минусы использования презентаций на занятиях по дисциплине «Обществознание» ........................................397 Кулагина Т. Д. «Волшебная сила действия» — использование гаджетов ....................................406 Малышева Г. И. Возможности использования интерактивной доски .......................................416
Стр.6
Содержание Никулищина Е. И. Использование гаджетов как необходимое условие повышения эффективности процесса обучения русскому языку и культуре речи в вузе.......................423 Абрамова А. А. Проблемы изучения произведений русской литературы на основе их экранизаций и театральных постановок .................................................428 Мосягина О. В. О некоторых возможностях использования гаджетов в процессе преподавания естествознания ..........435 Аникеева Н. В. Функциональные возможности электронного учебника в современной информационной образовательной среде .......................................................438 Басити З. А. Беспроводной доступ к сети Интернет в вузе как дополнительный образовательный ключ.................443 РАЗДЕЛ II. Динамика межкультурной коммуникации: актуализация лингвистического и прикладного аспектов Методика преподавания иностранных языков в высшем учебном заведении: проблемы и пути решения Белова М. А., Гришенкова Е. С. К вопросу о гуманизации процесса обучения .........................................446 Иванов Е. И. К вопросу о прикладном аспекте межкультурной коммуникации..............................454 Базилевская Е. М. Трудности, связанные с аспектом «академическое письмо» у студентов РГУП во время прохождения языковой практики в Великобритании.........463 Булановская Т. А., Ильченко Е. В. Методические рекомендации по обучению аудированию на занятиях по английскому языку для студентов Российского государственного университета правосудия ...................................472 Зеленова И. А. Новые подходы к обучению грамматике английского языка в вузах...................................493 Карева А. Л. К вопросу о подготовке студентов РГУП к языковой практике в Великобритании (лексический аспект) .....................................................499 Микаелова К. В. Развитие познавательного интереса и преодоление познавательных барьеров у студентов РГУП посредством интеллект-карт ................................505 7
Стр.7
8 Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Выпуск 6 Сотникова Е. Е. Использование фразеологизмов на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся ...................................................513 Клепальченко И. А. Использование современных технологий в изучении иностранных языков ............................533 Калужская И. А. Названия основных международных и национальных судебных органов ..........................538 Флетчер Лили. Getting ready for a school teacher position interview ...................................................558 Лингвистические проблемы в синхроническом и диахроническом аспектах Гринев-Гриневич С. В. О терминологических аспектах языковой политики .........................................562 Зезюля И. Н. Проблемы типологии лингвокультурных концептов в языкознании ...................................576 Кравчук Ю. С. Этимология лексемы «недвижимость» как юридического понятия..................................586 Куракина С. Н. Фразеологизмы как источник пополнения терминологического аппарата права Евросоюза .............593 Новикова М. Г. Языковой символизм как критерий адекватности перевода поэтического дискурса ..............599 Филиппова Е. В. Случаи терминологической омонимии в медицинской юридической литературе ....................607
Стр.8
608 Раздел II. Динамика межкультурной коммуникации: актуализация лингвистического и прикладного аспектов к этимологии [klinike /греч./ — уход за больным, врачевание] позволяет сделать вывод, что первоначально этот термин принадлежал медицинской терминологии. Очевидно и то, что между этимологическим значением этого термина и его современным медицинским значением существует различие. Именно современное значение этого медицинского термина, т. е. прежде всего «учреждение, где оказывают помощь профессионалы и под их руководством студенты», способствовало появлению этого слова в юридической терминологии. В медицине — предоставление лечебной помощи, в юриспруденции — правовой помощи. Медицинский термин часто имеет препозитивное определение, которое уточняет вид помощи, получаемый в данной клинике, например: antenatal clinic — женская консультация, outpatient clinic — клиника для амбулаторных больных, mental health clinic — психиатрическая клиника и т. д. Юридический термин употребляется лишь в сочетании с термином law — law clinic. Попробуем составить синонимичный ряд медицинского термина clinic, т. е. «учреждения, где предоставляется профессиональная медицинская помощь»: hospital, inpatient / outpatient clinic, inpatient / outpatient department, health care unit и т. д. Синонимичный ряд юридического термина clinic, т. е. «учреждения, где предоставляется профессиональная юридическая помощь», может выглядеть так: law firm, partnership of solicitors, court и т. д. Как видно из примеров, названия медицинских и юридических учреждений ни разу не совпали. Совершенно новым элементом является появление в дефиниции юридического термина указания на бесплатный или льготный характер помощи, поскольку медицинский термин такого пояснения не содержит. Термин immunity широко представлен как в медицине, так и в международном праве. Этимология слова [immunitatis (лат.) — свободный от общественного бремени] дает основание предположить, что появилось оно сначала в юридическом
Стр.608
Филиппова Е. В. языке, поскольку в феодальном праве Западной Европы (V–XII вв.) — это совокупность прав феодала осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции, например, судопроизводства, сбора налогов и т. д. без вмешательства центральной власти [3; 192–193]. В медицинской литературе термин immunity появился в XIX в. в связи с работами французского ученого Л. Пастера. Медицинское значение термина — невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам, например, бактериям, вирусам, ядовитым веществам и т. д. [4; 126]. В медицинских текстах этот термин используется с препозитивным определением: acquired immunity — приобретенный иммунитет, innate immunity — врожденный иммунитет, cellular immunity — клеточный иммунитет, active immunity — активный иммунитет и т. д. В современном праве immunity — исключительное право не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве: diplomatic immunity — дипломатический иммунитет, parliamentary immunity — парламентская неприкосновенность, personal immunity — неприкосновенность личности и т. д. Каково же инвариантное значение этих терминов? Можно предположить, что это определенная «защита от влияния извне». В первом случае, защита — это свойство живого организма, которое может быть как врожденным, так и приобретенным, как слабым, так и сильным, в результате чего организм становится восприимчивым или невосприимчивым к заболеваниям. Во втором случае, защита — это особое право человека на неприкосновенность, которое он получает в соответствии с законом своей страны или согласно международному праву. Здесь ее можно рассматривать как исключительную привилегию. Итак, иммунитет — как приобретенная или врожденная защита организма — в медицине; и иммунитет — как следствие предусмотренной законом привилегии или льготы — в юриспруденции. 609
Стр.609
610 Раздел II. Динамика межкультурной коммуникации: актуализация лингвистического и прикладного аспектов Попробуем составить синонимичные ряды термина immunity в медицинском и юридическом значениях. 1. Immunity — protection (защита), resistance (сопротивление), non-susceptability (невосприимчивость, нечувствительность). 2. Immunity — exemption (освобождение от какой-либо обязанности), privilege (привилегия, льгота). Как видно из примера, ни один из синонимов первого ряда не пересекается с синонимами второго ряда, что подтверждает их принадлежность к разным понятийным полям и позволяет рассматривать термины immunity № 1 и immunity № 2 в качестве омонимов. Подробный анализ значений термина immunity в языке медицины и права показывает, насколько эти значения далеки друг от друга, даже несмотря на наличие у них инвариантного значения — защита. Итак, мы рассмотрели значения двух пар терминов — clinic и immunity, принадлежащих двум разным терминологиям — медицинской и юридической. Обращение к этимологии свидетельствует о том, что термин clinic первоначально принадлежал медицинской терминологии, а впоследствии стал использоваться в терминологии права. Термин immunity, напротив, сначала использовался в области права, а затем стал применяться в медицине. Возможно, одним из объяснений этого является постоянная интеграция и дифференциация научных областей. Анализ дефиниций терминов clinic и immunity в медицинской и юридической терминологии, сравнение их синонимических рядов, их сочетаемость с другими единицами языка позволяет сделать вывод, что мы имеем дело с терминологическими омонимами, т. е. терминами, принадлежащими к разным понятийным полям. В области терминологии омонимия не является редкостью. Однако она не приводит к двусмысленности, что объясняется принадлежностью каждого термина к своему полю,
Стр.610
Филиппова Е. В. внутри которого он понимается однозначно. Таким образом, сам факт существования терминологических омонимов не может служить препятствием для правильного понимания текста [5; 46]. Литература 1. Longman Dictionary of English Language and Culture. 2. Introduction to International Legal English. A. Krois-Lindner, Matt. Firth & TransLegal. Cambridge University Press, 2008. 3. Cловарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1990. 4. Biology. Mini dictionary. — Ed. by J. O. E. Clark and W. Hemsley. — Harrap. London, 1992. 5. Суперанская А. В., Подольская Н. В., Васильева Н. В. Общая терминология. М.: Наука, 1989. 611
Стр.611
Производственно-практическое издание ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ Выпуск 6 Издание осуществлено в авторской редакции Корректор В. В. Паламарчук Оформление, верстка: А. А. Грач Подписано в печать 09.01.2017. Формат 84×108 1 Усл. печ. л. 32,13. Тираж 150 экз. /32 . Российский государственный университет правосудия 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69 Информационно-образовательный портал РГУП www.op.raj.ru
Стр.612