ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ METHODICE ТРАДИЦИОННОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Учебное пособие Москва 2016 Mihalkin.inddiM halkin.indd 1 29.09.2016 15:22:30 29.09.2016 15:22:30 УДК 37.018 ББК 74.9 Т 65 Авторы: Брадецкая И.Г., доцент кафедры русского языка и культуры речи РГУП, канд. филол. наук (раздел 1.1); Власенко В.Н., зам. зав. кафедрой экологического права РГУП, канд. юрид. наук (раздел 4.6); Дудко И.А., зам. зав. кафедрой конституционного права РГУП, канд. юрид. наук, доцент (раздел 4.4); Кирпичев А.Е., зам. зав. кафедрой гражданского права РГУП, канд. юрид. наук, доцент (раздел 4.5); Михалкин Н.В., профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин РГУП, д-р философ. наук, профессор (предисловие, раздел 1.2, гл. <...> 2, 3, 5); Цинделиани И.А., зав.кафедрой финансового права РГУП, канд. юрид. наук, доцент (глава 1, раздел 4.2) Рецензенты: Крившенко Л.П., профессор кафедры педагогики МГОУ, д-р пед. наук, профессор; Пудовочкин Ю.Е., зав. отделом уголовно-правовых исследований РГУП, д-р юрид. наук, профессор Традиционное и инновационное в методике преподавания юриТ 65 ди ческих дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей. <...> Рассматриваются основные положения образовательных услуг, которые осуществляют высшие учебные заведения, раскрываются основные положения методики преподавания учебных дисциплин, а также формы и способы активизации познавательной деятельности обучающихся. <...> Образование и образовательные услуги в вузах России . <...> Традиционные формы проведения занятий в юридическом вузе. <...> Особенности методики преподавания юридических дисциплин в высших учебных заведениях страны . <...> Возможности семинарских и других видов практических занятий в освоении обучающимися юридических дисциплин в вузе. <...> Формы и способы активизации познавательной деятельности студентов в процессе предоставления им образовательных <...>
Традиционное_и_инновационное_в_методике_преподавания_юридических_дисциплин.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ
METHODICE
ТРАДИЦИОННОЕ
И ИННОВАЦИОННОЕ
В МЕТОДИКЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН
Учебное пособие
Москва
2016
Mihalkin.inddiM halkin.indd 1
29.09.2016 15:22:30
29.09.2016 15:22:30
Стр.1
УДК 37.018
ББК 74.9
Т 65
Авторы:
Брадецкая И.Г., доцент кафедры русского языка
и культуры речи РГУП, канд. филол. наук (раздел 1.1);
Власенко В.Н., зам. зав. кафедрой экологического права РГУП,
канд. юрид. наук (раздел 4.6);
Дудко И.А., зам. зав. кафедрой конституционного права РГУП,
канд. юрид. наук, доцент (раздел 4.4);
Кирпичев А.Е., зам. зав. кафедрой гражданского права РГУП,
канд. юрид. наук, доцент (раздел 4.5);
Михалкин Н.В., профессор кафедры философии
и социально-гуманитарных дисциплин РГУП,
д-р философ. наук, профессор (предисловие, раздел 1.2, гл. 2, 3, 5);
Цинделиани И.А., зав.кафедрой финансового права РГУП,
канд. юрид. наук, доцент (глава 1, раздел 4.2)
Рецензенты:
Крившенко Л.П., профессор кафедры педагогики МГОУ,
д-р пед. наук, профессор;
Пудовочкин Ю.Е., зав. отделом уголовно-правовых исследований РГУП,
д-р юрид. наук, профессор
Традиционное и инновационное в методике преподавания юриТ
65
ди ческих дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей. —
М.: РГУП, 2016. Серия «Методика». — 224 с.
ISBN 978-5-93916-502-8
Учебное пособие подготовлено в соответствием с Федеральным государственным
образовательным стандартом высшего образования по направлению
подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей
квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров
в аспирантуре).
Рассматриваются основные положения образовательных услуг, которые
осуществляют высшие учебные заведения, раскрываются основные положения
методики преподавания учебных дисциплин, а также формы и способы
активизации познавательной деятельности обучающихся.
Для магистрантов, аспирантов, ориентированных на преподавательскую
деятельность.
ISBN 978-5-93916-551-8
© Коллектив автавторов, 2016
© Российский государственный
университет правосудия, 2016
Mihalkin.inddiM halkin.indd 2
29.09.2016 15:22:31
29.09.2016 15:22:31
Стр.2
Содержание
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1. Современные требования к содержанию образования
в вузах России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.1. Образование и образовательные услуги в вузах России . . . . . 11
1.2. Проблемы, характерные для современного этапа
образовательного процесса в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Глава 2. Традиционные формы проведения занятий
в юридическом вузе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
2.1. Особенности методики преподавания юридических
дисциплин в высших учебных заведениях страны . . . . . . . . . . . . . . . 33
2.2. Лекция как основная форма передачи студентам
целостного, взаимосвязанного знания по темам учебной
дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
2.3. Возможности семинарских и других видов практических
занятий в освоении обучающимися юридических дисциплин
в вузе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Глава 3. Формы и способы активизации познавательной
деятельности студентов в процессе предоставления им
образовательных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
3.1. Лекция-диалог как важнейшая форма включения
студентов в активное освоение ими учебной дисциплины . . . . . . 75
3.2. Формы и приемы активизации познания студентов
на практических занятиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
3.3. Способы активизации познания студентов в процессе
их самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
3.4. Активные формы проведения зачетов и экзаменов. . . . . . . . .103
Глава 4. Методические средства и способы преподавания
юридических дисциплин в Российском государственном
университете правосудия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
4.1. Особенности методики использования активных форм
преподавания юридических учебных дисциплин в РГУП. . . . . . .119
4.2. Способы и приемы включения активных форм
в обучение студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128
4.3. Учебно-методический комплекс дисциплины
как методическое средство мотивации преподавателей
к использованию активных форм обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
Mihalkin.inddiM halkin.indd 3
29.09.2016 15:22:31
29.09.2016 15:22:31
Стр.3
4
Традиционное и инновационное
в методике преподавания юридических дисциплин
4.4. Инновационные методы и приемы активизации
познания студентов при преподавании дисциплин
конституционно-правового цикла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
4.5. Специфика использования
активных форм обучения преподавателями кафедры
гражданского права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158
4.6. Методические приемы активизации познания студентов
при преподавании земельного и экологического права. . . . . . . . .166
Глава 5. Способы, средства, методики подготовки
аспирантов к преподавательской деятельности . . . . . . . . . . . . . . . .177
5.1. Современные требования, которым обязан
соответствовать преподаватель вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178
5.2. Средства и способы формирования у аспирантов
методической культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199
Рабочая программа Методика преподавания юридических
дисциплин в высшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213
Перечень схем
Схема 1. Структура самостоятельной работы студента. . . . . . . . . . 93
Схема 2. Структура учебной деятельности и ее элементы . . . . . .106
Схема 3. Структура УМКД . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141
Mihalkin.inddiM halkin.indd 4
29.09.2016 15:22:31
29.09.2016 15:22:31
Стр.4
От авторов
Дисциплина «Методика преподавания юриспруденции в высшей
школе» является важной частью цикла гуманитарных дисциплин,
изучаемых по программе подготовки научно-педагогических
кадров в аспирантуре1
. Без изучения данной дисциплины
будущим преподавателям непросто будет предоставлять образовательные
услуги студентам в процессе их обучения в вузе.
Осмысление и усвоение данной дисциплины позволит аспирантам
сформировать у себя необходимые знания и умения
в области методики обучения и воспитания студентов, поможет
им овладеть психолого-педагогическими и методическими технологиями,
компетенциями для успешного выполнения профессиональных
задач преподавателя.
В процессе изучения «Методики преподавания юриспруденции
в высшей школе» у аспирантов должно быть выработано
убеждение, что оптимальная организация преподавательской
деятельности невозможна без:
знаний индивидуальных особенностей человека, психологии
коллектива, эффективного использования средств
и способов методического воздействия на студентов;
знаний методов, приемов, форм оптимального структурирования
материала учебной дисциплины, отбора необходимых
единиц этого материала и преподнесения его студентам;
1
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования по направлению подготовки: 40.06.01 Юриспруденция.
Уровень высшего образования. Подготовка кадров высшей квалификации
по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
См.: Приказ Минобрнауки России от 05 . 12 . 2014 г. № 1538.
Mihalkin.inddiM halkin.indd 5
29.09.2016 15:22:31
29.09.2016 15:22:31
Стр.5
Учебное издание
ТРАДИЦИОННОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ В МЕТОДИКЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Брадецкая И.Г.
Власенко В.Н.
Дудко И.А.
Кирпичев А.Е.
Михалкин Н.В.
Цинделиани И.А.
Учебное пособие
Редактор Е.В. Ермичева
Корректор В.В. Паламарчук
Верстка, оформление: Т.Б. Егорова
Подписано в печать 02.09.2016. Формат 84×108 1
У.п.л. 11,76. Тираж 100 экз. (1-й завод).
/32
.
Российский государственный университет правосудия
117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69
Mihalkin.indd 220
Mihalkin.indd 220
29.09.2016 15:22:51
29.09.2016 15:22:51
Стр.220
Mihalkin.indd 221
Mihalkin.indd 221
29.09.2016 15:22:51
29.09.2016 15:22:51
Стр.221
Mihalkin.indd 222
Mihalkin.indd 222
29.09.2016 15:22:51
29.09.2016 15:22:51
Стр.222
Mihalkin.indd 223
Mihalkin.indd 223
29.09.2016 15:22:52
29.09.2016 15:22:52
Стр.223
Mihalkin.indd 224
Mihalkin.indd 224
29.09.2016 15:22:52
29.09.2016 15:22:52
Стр.224