УДК 159.9.072.432 ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА ПОЛА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Сиповская Яна Ивановна — аспирант Государственного академического университета гуманитарных наук; Мароновский пер., 26, Москва, Россия, 119046; e-mail:syai@mail.ru ВВЕДЕНИЕ Определяя компетентность как системно организованный ментальный опыт [7; 9; 13], регулирующий достижение высоких результатов в какой-либо определённой предметной области [1; 12], мы выделяем ряд компонентов этого конструкта, таких как: понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности [10; 11], мотивацию [2; 3; 4], черты личности [8; 14; 15]. <...> Наряду с компонентами этого конструкта, можно определить также и ряд факторов, потенциально оказывающих влияние на проявления компетентности, таких как пол и возраст. <...> Если когнитивные компоненты компетентности изучались подробно и тщательно, то степень влияния, например, фактора пола на проявления компетентности изучена недостаточно. <...> Старший же подростковый возраст участников исследования был выбран по причине его критичности для многих сфер, в том числе ментальной. <...> РЕЗЮМЕ В статье исследуется соотношение проявлений интеллектуальной компетентности и половой принадлежности людей в старшем подростковом возрасте. <...> Результаты исследования отражают различия в степени выраженности проявлений интеллектуальной компетентности у мальчиков и девочек. <...> Полученные результаты являются пионерскими — как ввиду нарративного подхода к измерению интеллектуальной компетентности, так и данных о большей компетентности девочек старшего подросткового возраста в сравнении с мальчиками того же возраста. <...> Полученные данные обогащают наши знания о проявлениях интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте и воодушевляют нас на расширение методов изучения как самой компетентности, так и её компонентов, а также потенциальных факторов, оказывающих влияние на этот конструкт. <...> Особую важность представляет <...>